Перейти к основному содержанию

Далекие перспективы Ближнего Востока

18 мая, 00:00
Три ночи подряд израильские военные вертолеты атаковали палестинские дома в городе Газа. Ракеты были выпущены по штабу движения ФАТХ, возглавляемого палестинским лидером Ясиром Арафатом, а также по офису фракции Демократический фронт. Израиль заявляет, что мишенью обстрелов были те здания, откуда координируются акции террора. Израиль предупреждал раньше, что будет наращивать военные операции в оккупированном секторе Газа, несмотря на то, что международное сообщество раскритиковало акцию израильтян по разрушению палестинских домов в Газе. С прошлого четверга было снесено более 70 жилых домов, сообщает Би-Би-Си. О мире на Ближнем Востоке речь не идет. Почему? Частично на это пытается ответить Барри РУБИН.

Предложение премьер-министра Ариэля Шарона по одностороннему уходу израильтян из сектора Газа и части Западного берега Иордана потерпело сокрушительное и, кажется, даже унизительное поражение на референдуме в его собственной партии «Ликуд». Однако, по-видимому, это мало повлияет или вовсе не повлияет на намерение Шарона реализовать этот план.

На первый взгляд это должно вызвать удивление, поскольку перед референдумом премьер заявил, что будет действовать в соответствии с его итогами. Но Шарону 75 лет и, вероятно, года через два он отойдет от дел. Шарон твердо намерен сделать этот план своим политическим наследием. А поскольку прецедента партийного референдума до сих пор не существовало, он может утверждать, что итоги голосования ни к чему его не обязывают.

Более того, Шарон обеспечил себе поддержку своих главных политических соперников, в особенности бывшего премьер-министра Биньямина (Биби) Нетаньяху. Сегодня они не могут бросить ему вызов как оппозиция в самом «Ликуде». Так что, в то время как некоторые члены «Ликуда» могут покинуть его ряды, Шарон легко сохранит контроль над партией. Более того, многие сторонники премьера, обеспокоенные соотношением затрат и результатов плана одностороннего ухода, не пришли на референдум или даже проголосовали против самого плана, но все равно хотят видеть Шарона своим лидером.

Премьер готов идти еще дальше с точки зрения политического риска, для того чтобы настоять на осуществлении предложенного им плана. Небольшие правые партии в его коалиции уже заявили, что могут выйти из правительства. В таком случае Шарон обратится к лидеру оппозиции — бывшему премьер-министру Израиля восьмидесятилетнему Шимону Пересу — для формирования правительства национального единства. И Перес, похоже, готов пойти на это.

Страстные дебаты, вызванные планом Шарона, показывают, насколько революционно его предложение. Ликвидация израильской армией еврейских поселений — с неизбежными сценами сопротивления со стороны поселенцев и их насильственного выселения — будет травматическим событием для страны. План также влечет за собой существенный стратегический риск, которым, возможно, даже в большей степени, чем перспективой уничтожения еврейских поселений, и объясняется большая часть голосов «против» со стороны членов «Ликуд».

Главное беспокойство вызывает прецедент ухода с юга Ливана в 2000 году. Сегодня большая часть израильтян считает, что этот шаг, хотя и оправданный со стратегической точки зрения ввиду постоянных нападений со стороны ливанской группировки «Хезболла», убедил палестинцев, что насилие приносит желаемые плоды. Таким образом, многие опасаются, что уход из Газы приведет к росту анархии в этом районе и увеличению числа террористических актов.

Но, будучи убежденным, как и большинство израильтян, что в данный момент у палестинской стороны нет лидера, готового вести серьезные переговоры и способного выполнить свои обещания, премьер-министр желает подготовиться к продолжительному промежуточному периоду. Предполагая, что террористические удары против Израиля будут продолжаться при любых обстоятельствах, он стремиться улучшить стратегическую позицию страны для ведения этой войны.

В сочетании со «стеной безопасности» вокруг сектора Газа и еще одной, воздвигаемой в настоящий момент около границы Израиля с Западным берегом, уход с самых уязвимых позиций должен сократить потери израильской стороны, а также количество столкновений с палестинцами. Сопутствующее намерение заключается в том, чтобы показать всему миру, что Израиль готов уйти с большинства удерживаемых им территорий, оккупированных в 1967 году, в обмен на настоящий мир.

Соединенные Штаты и Великобритания поддержали план ухода, в то время как большинство европейских стран подвергли критике это предложение. После многолетних требований ухода израильтян с оккупированных территорий палестинское руководство выступает сегодня против плана Шарона, утверждая, что его целью является создание постоянных границ. Тем не менее, если план Шарона будет осуществлен, под их контролем окажется около 99% сектора Газы и около 50% Западного берега.

Если план ухода получит развитие и Шарону удастся собрать правительство для его осуществления, палестинская сторона окажется перед сложной задачей. Сможет ли она сформировать эффективное правительство для управления сектором Газа, или же эта территория превратится в арену кровавых столкновений между палестинскими группировками и в плацдарм для нападений на Израиль, что повлечет за собой повторное вторжение?

Главной проблемой в этой запутанной ситуации является разделение власти между националистической группой ФАТХ и исламистской организацией «Хамас». Местным властям из рядов ФАТХ необходима поддержка их лидера Ясира Арафата для установления жесткого контроля над территорией. Но Арафат готов позволить группировкам действовать по собственному усмотрению, видимо полагая, что продолжающиеся беспорядки вызовут сочувствие международного сообщества и вмешательство с его стороны. И все же самому Арафату через несколько месяцев исполнится 75 лет, и его карьера явно близится к концу. Арафат был единственным лидером, которого знало его движение, возглавлял ФАТХ на протяжении 40 лет и являлся лидером палестинского народа в течение 35 лет. При очевидном отсутствии преемника его уход со сцены станет сокрушительным и непредсказуемым потрясением для палестинской политики.

Израильское правительство планирует завершить уход с оккупированных территорий и сооружение стены безопасности к концу 2005 года. В отставку Шарон, вероятно, уйдет в течение последующих двенадцати месяцев, что должно совпасть с избранием нового лидера оппозиции. Таким образом, в то время как референдум в «Ликуде», кажется, завел израильско-палестинский диспут в очередной тупик, обе стороны находятся на грани серьезных перемен.

Барри РУБИН — директор Центра глобальных исследований в области международных отношений (GLORIA), редактор «Ближневосточного обозрения международных отношений» и соавтор книги «Ясир Арафат: политическая биография».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать