Перейти к основному содержанию

Дилемма Европейского Союза

Принимать Украину или нет?
13 декабря, 20:22
ФЛАГИ ЕВРОСОЮЗА ВО ВРЕМЯ АКЦИЙ В КИЕВЕ БЫЛИ НЕ МЕНЕЕ ПОПУЛЯРНЫМИ, ЧЕМ СИМВОЛИКА С «ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОКРАСКОЙ» / ФОТО РЕЙТЕР

Украинская оппозиция питает все больше надежд на то, что так называемая «оранжевая революция» и готовность народа строить демократию, которую она подтверждает, создаст условия для приема ее в члены Европейского Союза, как уже приняли соседнюю Польшу и скоро примут Румынию.

Единственная проблема в том, что многие из тех 25-ти стран, что уже там, не хотят видеть ее в числе членов.

Европейский Союз стал главным посредником в разрешении кризиса, разразившегося в Украине после президентских выборов. По результатам голосования, проведенного 21 ноября, глава правительства страны Виктор Янукович победил Виктора Ющенко, однако Верховный Суд объявил результаты второго тура недействительными и назначил повторное голосование на 26 декабря.

При этом Европейский Союз твердо отказывается давать Украине какие-либо долгосрочные обещания относительно перспективы ее принятия в свои ряды, какие он уже дал Албании, Турции, а также Сербии и Черногории. Никаких изменений в своей позиции в обозримом будущем представители ЕС не обещают.

Однако на главной площади Киева, где и разворачивались все недавние протесты против подсчета результатов выборов, все думают только о том, чтобы быть вместе с Европой.

«Я хочу быть частью цивилизации, частью Европы, — говорит 54-летняя учительница Татьяна Рыденко. — Я знаю, что мы можем быть такими же, как многие европейские страны... Я думаю, все наши усилия направлены именно на это».

Среди оранжевых флагов на площади кто-то размахивал и флагом ЕС. Кампания оппозиционного кандидата Виктора Ющенко была в большой степени основана на интеграции с ЕС, и теперь его победа может создать неудобную ситуацию для Европейского Союза.

«Что сделает ЕС 27 декабря, если Ющенко выиграет перевыборы? — спрашивает Рон Асмус, эксперт по Европе в вашингтонском Фонде Маршалла. — Украина спросит: «Вот мы изменились. Что теперь скажут Штаты и Европа?» И если ответом им будет молчание, это будет исторически неадекватно».

«Членство (в ЕС) — не единственный наш ресурс, — отвечает Кристина Галлах, представитель шефа внешней политики Европейского Союза Хавьера Соланы. — Если бы это было так, мы бы предлагали вступить в ЕС всем странам, в которых хотели бы поощрить развитие демократии».

Напряженность по поводу украинских выборов еще далеко не спала. Вчера украинский парламент так и не смог договориться о том, чтобы одобрить соглашение между двумя кандидатами изменить состав Центральной избирательной комиссии Украины и выборное законодательство страны, с тем чтобы обеспечить 26 декабря более свободные и справедливые выборы. Такое соглашение было заключено вечером в понедельник при посредничестве Соланы, а также президентов Польши и Литвы.

Коалиция проправительственной и коммунистической фракций вместе с другими парламентариями отказались утвердить соглашение без согласия остальных на изменения в Конституции, которые передавали бы властные полномочия от президента премьер-министру. Однако Ющенко готов принять изменения в Конституции, только если их пообещают отодвинуть как минимум до сентября следующего года. По сведениям из осведомленных источников, он добивается этого, чтобы успеть утвердить свою власть и не превратиться в марионетку в руках премьер-министра и парламента, где у его сторонников лишь небольшое преимущество по числу голосов.

Аналитики считают, что события в Украине отражают центральный парадокс Европейского Союза. Перспектива присоединения к ЕС при любом раскладе оказывалась самым эффективным инструментом для того, чтобы убедить правящие режимы радикально изменить свои структуры, законы и даже ценности. В Украине люди говорят о присоединении к «Европе» как о пути, на котором они найдут твердое место своей страны в мире, развитое правовое государство, реально работающую демократию, такие же права и такой же уровень жизни, как у их соседей на Западе.

Но здесь ЕС не торопится использовать свой козырь. По словам одного из европейских дипломатов, после 27 декабря никакого пересмотра статуса Украины не планируется. Частично эта позиция продиктована тем, что говорить о том, каковы будут шаги нового правительства в Киеве, пока еще рано, но о том, что такой шаг будет отрицательно воспринят президентом России Владимиром Путиным, говорить уже можно.

К тому же, ЕС уже не может определиться даже по поводу голосования по вопросу начала переговоров о принятии Турции в число своих членов, предстоящего 17 декабря. Самые сильные страны ЕС — Франция, Германия и Великобритания — сейчас не хотели бы что-то обещать Украине. Расширение Европейского Союза представляет собой проблему еще и потому, что расширение означает необходимость субсидировать развитие вновь принимаемых бедных стран и изменять работу самого Союза при принятии новых членов.

При том, конечно, что размеры Украины, ее история и длинная граница с Россией представляют собой совершено особые трудности, специалисты считают, что в долгосрочной перспективе нельзя, рассматривая Турцию, Румынию и другие страны в качестве потенциальных кандидатов, не рассматривать в таком качестве Украину. Есть все признаки того, что если Ющенко действительно придет к власти и выполнит свои обещания искоренить коррупцию и создать более прозрачную политическую систему, страсти по поводу Украины могут быстро разгореться между самими странами — членами ЕС.

Например, Польша считает, что время для того, чтобы предложить Украине перспективу вступления в Союз, уже пришло, хотя этот процесс может занять несколько десятилетий.

«Эти события показали, что разрушение Восточной империи еще продолжается и мы должны завершить его в Украине, — считает Станислав Чосек, советник президента Польши Александра Квасьневского по внешней политике. — Надежда — вот что действительно нужно украинцам».

Если Ющенко все же изберут президентом, говорит политолог Мирон Василюк, участвующий в выборах на стороне оппозиции, его правительство будет активно настаивать на заключении соглашения о сотрудничестве с ЕС, которое разрабатывается уже два года. «Это станет отправной точкой», — утверждает он.

КОММЕНТАРИИ

Юрий ЩЕРБАК, общественный деятель, писатель, бывший посол Украины в США:

— После «оранжевой революции» говорить об игнорировании украинцев как политической нации, об ее отсутствии, об отсутствии гражданского общества в Украине невозможно. «Оранжевая революция» показала всему миру существование Украины неизвестной, до сих пор она была terra incognita. Нас воспринимали сквозь призму Чернобыля, украинских гастарбайтеров, которые работают в Европе, сквозь призму московских взглядов на нас. Сегодня «оранжевая революция» вернула народу достоинство. Украина стала страной, популярной во всем мире. Улучшение имиджа Украины, которое когда-то планировалось осуществить за сотни тысяч долларов, теперь стало возможным само собой. Мир признал нас не формально-дипломатически, а фактически. И наша внешняя политика должна использовать тот потенциал мощного толчка, который дала оранжевая революция и Украине, и всему миру. Более чем реальным сегодня выглядит «потепление» отношений Украины с ЕС и НАТО. Думаю, что уже через три года мы сможем вступить в НАТО при условии адекватной политики нового правительства. Что касается ЕС, то, даже если на получение членства уйдет 8—10 лет, мы должны работать и уже сегодня говорить об ассоциированном членстве. Последние события в Украине серьезно изменили отношение к Украине в позитивную сторону, и мы этим обязаны воспользоваться. Если мы это заговорим, заформализуем и будем оттягивать определяющие решения для страны, то можем потерять ветер, который сегодня дует в наши оранжевые паруса. Очень важными будут первые шаги нового президента и правительства, которые должны показать миру, что представляет собой новая Украина. Но нужно будет активно действовать и впредь, чтобы нас снова не забыли.

Что касается отношений с Россией, то там много прагматических трезвомыслящих политиков, которые поймут, что были допущены некоторые ошибки. Но Украина на эмоциональной волне, на волне временных недоразумений не должна портить отношения с соседом, от которого ей все равно никуда не деться. У нас с Москвой много совместных проектов. Поэтому России нужно уделить значительное внимание. Думаю, что один из первых визитов Виктора Ющенко, если он станет президентом, должен быть в Москву. России также нужно с честью выйти из этой ситуации и не потерять лицо. Но это не означает соглашательство, мы не должны быть в роли «младшего брата», которому указывают, как вести себя и что делать. Нужно будет выстроить специальную концепцию отношений с Россией и определить, где та черта, которую мы не можем переступать.

Здзислав НАЙДЕР, публицист, Варшава:

— Сегодня благодаря «оранжевой революции» на Украину смотрят как на демократическое государство и государство права. Поэтому в отношениях с Европейским Союзом после урегулирования внутренней ситуации и создания нового правительства Украина должна однозначно задекларировать свое желание стать членом ЕС, поскольку декларации предыдущего президента были непоследовательными. После этого через пару лет, но не раньше, Украина сможет добиваться статуса страны-кандидата. Сегодня нужно говорить о специальной программе сотрудничества, и Польша обязательно будет участвовать в формировании такой программы, вносить свои предложения. Но не нужно сразу требовать многого. Польша ждала вступления в ЕС 12 лет. Поэтому Украине сейчас нужно вести переговоры именно об особых основах сотрудничества с ЕС, но не о членстве, чтобы просто не напугать Евросоюз тем, что он в ближайшее время должен принять в себя большую и небогатую страну. ЕС сегодня озабочен Турцией, ослаблен предыдущим расширением, ему нужно отдохнуть.

Но украинцы напомнили Европе, что Украина существует и является великой страной. Сейчас видение Украины в Европе совсем другое, чем месяц назад. Для того, чтобы в будущем ее не забыли, нужно провести прозрачные выборы, сформировать законное правительство, которое осуществляло бы однозначную внешнюю политику — избрать либо сближение с Евросоюзом, либо вступление в ЕЭП. К сожалению, нужно будет выбирать: нельзя быть и там, и там. Можно сотрудничать с Россией, но на тех основах, которые не противоречат вступлению в ЕС. Сегодня Россия оказалась в довольно неудобном положении, так что надеюсь, что она наконец поймет, что не имеет права вмешиваться в дела соседних государств. И это ее основная задача. У Украины она сегодня другая.

Подготовила Вера КОВТЫХА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать