Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гаити: демократия и цинизм

02 марта, 00:00
На днях Совет Безопасности ООН единогласно принял решение об отправке на Гаити международного военного миротворческого контингента. США сообщили, что небольшое подразделение американских морских пехотинцев уже прибыло в страну. Президент Жан-Бертран Аристид покинул Гаити в воскресенье, его противники уже контролируют большую часть территории страны. Профессор Джеффри Сакс входит в когорту рьяных критиков нынешней администрации США. На этот раз его резкие оценки относятся к «гаитянской» политике Вашингтона.

Гаити снова в огне. Население страны широко осуждает президента Жан-Бертрана Аристида и, возможно, его скоро заставят покинуть свой пост. Однако почти никто не понимает, что хаос, охвативший сегодня страну, планировался в Вашингтоне — планировался упорно, цинично и расчетливо. Это подтвердит история. Тем временем на Гаити усилится политический, социальный и экономический хаос, принося страдания обнищавшему населению.

Администрация президента Буша проводила политику, которая могла привести к свержению Аристида с 2001 года. Ненависть к Аристиду возникла, когда в 1980-х годах он, будучи приходским священником и борцом за демократию во время жестокой диктатуры Дювалье на Гаити, проповедовал теологию освобождения. Оценки Аристида побудили консерваторов в США заклеймить его следующим Фиделем Кастро. Они распространяли слухи о сумасшествии Аристида. Ненависть консерваторов значительно выросла, когда президент Билл Клинтон поддержал Аристида после того, как он лишился победы на выборах 1991 года из-за военного переворота. Клинтон поставил Аристида у власти в 1994 году, за что подвергся насмешкам консерваторов за напрасную трату усилий Америки на «строительство нации» на Гаити. И это то же самое правое крыло, которое потратило $160 миллиардов на сомнительную попытку «строительства нации» в Ираке.

Нападки на Аристида начались, как только к власти пришла администрация Буша. Я встречался с президентом Аристидом в Порт-о-Пренсе в начале 2001 года. Он произвел впечатление интеллигентного человека, стремящегося к хорошим отношениям с частным сектором Гаити и с США. Он спрашивал совета о том, как реформировать экономику, и объяснял свои реалистичные, оказавшиеся пророческими, опасения: американские консерваторы попытаются лишить его власти.

Ситуация на Гаити была отчаянной. Самая бедная страна в Западном полушарии с уровнем жизни, сравнимым разве что с беднейшими африканскими странами, несмотря на свое местонахождение в нескольких часах полета от Майами. Средняя продолжительность жизни 52 года. Хронически голодающие дети. Из 1000 появившихся на свет детей более 100 умирают, не дожив до 5 лет. Бушует эпидемия СПИДА — самая сильная среди стран Карибского бассейна. Система здравоохранения разрушена. Опасаясь общественных беспорядков, туристы и иностранные инвесторы держатся в стороне, из чего следует высокий уровень безработицы.

Но Аристид был необычайно популярным в начале 2001 года. Люди возлагали большие надежды на то, что он сможет добиться улучшений, несмотря на чрезвычайную нищету. Вместе с доктором Полом Фармером — легендарным врачом, лечащим ВИЧ-инфицированных на Гаити, я посетил деревни на Центральном плато, расспрашивая людей об их политических взглядах и Аристиде. Все они нежно называли президента «Титид», и было видно, что он — избранный лидер, пользующийся поддержкой бедняков Гаити, составляющих основную часть населения.

Вернувшись в Вашингтон, я говорил с высшими чинами в МВФ, Всемирном банке, Межамериканском банке развития и Организации американских государств. Я ожидал услышать, что эти международные организации поспешат оказать помощь Гаити.

Вместо этого я был потрясен, узнав, что все они приостановили программы помощи Гаити по «инструкциям» из США. Америка не желала оказывать помощь Гаити из-за нарушений на выборах в законодательный орган власти 2000 года и настаивала на том, чтобы Аристид урегулировал конфликт с политической оппозицией, после чего обещала выделить помощь.

Позиция США выглядела карикатурной. Аристид одержал полную и неоспоримую победу на президентских выборах. Он, несомненно, был всенародно избранный лидер государства, чего не может сказать о себе Джордж Буш.

Не вызывают сомнений и результаты выборов 2000 года: партия Аристида также одержала полную победу. Партию Аристида обвиняли в том, что они украли несколько мест. Даже если это и соответствует действительности, что остается недоказанным, это бы ничем не отличалось от того, что происходит в десятках стран мира, получающих поддержку от МВФ, Всемирного банка и самих США. По любым критериям выборы на Гаити означали шаг вперед по направлению к демократии по сравнению с десятилетиями поддерживаемых Америкой военных диктатур, не говоря уже о долгих периодах прямой военной оккупации США.

Чем больше деталей выяснялось в Вашингтоне, тем меньше смысла имела позиция Америки. Люди, занимающие ответственные посты в международных организациях, просто пожимали плечами и бормотали, что не могут ничего сделать для Гаити из-за вето Буша на помощь. Более того, говоря, что помощь будет заморожена до тех пор, пока Аристид и политическая оппозиция не достигнут соглашения, администрация Буша предоставила неизбранной оппозиции Гаити неограниченное вето. Врагам Аристида надо было просто отказаться от переговоров для того, чтобы ввергнуть страну в хаос.

И вот пришло время хаоса. Печально слушать по Би-Би-Си и Cи-Эн-Эн разгневанных студентов, утверждающих, что Аристид «солгал», потому что не улучшил социальное положение в стране. Действительно, экономический крах на Гаити несет беспорядки и смерть, но солгал не Аристид. Ложь шла из Вашингтона.

Даже сейчас Аристид предлагает разделить власть с оппозицией, но оппозиция не согласна. Оппоненты Аристида знают, что консерваторы в США поддержат их и силой приведут к власти. И пока сохраняется такое положение вещей, агония Гаити будет продолжаться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать