Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Геополитика после аннексии Крыма

Украина должна стать региональным лидером, с которым будут связывать свою политику соседние государства
25 марта, 11:39
ФОТО РЕЙТЕР

Мировой порядок изменялся в результате глобальных мировых конфликтов. Им всегда предшествовали локальные столкновения государств, за которыми стояли мировые игроки. Перед Первой мировой войной Италия отобрала Ливию у Османской империи, на Балканах прошли две относительно скоротечные войны. Второй мировой предшествовало вторжение Японии в Китай, затем аншлюс Австрии, Судетский кризис, присоединение Чехии. Отметим также захват Закарпатской Украины в 1939 году.

Являются ли Кавказская война России с Грузией и аннексия Крыма прологом к Третьей мировой войне, покажет будущее. Однако зловещие признаки налицо. Ясно, что геополитическая и военно-стратегическая ситуация в восточной и южной части Европы существенно изменилась. И не только в ней. Все это окажет существенное влияние, по крайней мере, на восточную часть Средиземноморья, на Ближний и Средний Восток.

Совершенно очевидно, что в самое ближайшее время Россия будет превращать Крым в непотопляемый авианосец. Сюда будут переброшены значительные авиационные подразделения. Также в ускоренном порядке будут перебрасываться корабли для расширения и укрепления Черноморского флота. В результате усиливаются угрозы не только для Украины и Грузии, а также Болгарии и Румынии. Турция тоже не останется в стороне. В целом на Черном море раскрутится спираль гонки вооружений. Каждое из прибрежных стран будет усиливать свои оборонные возможности. Болгария и Румыния как члены НАТО могут рассчитывать на помощь Альянса. Украине и Грузии по большей части придется полагаться на себя, хотя какая-то помощь со стороны Запада будет оказана.

В условиях противостояния Россия попытается усилить свое воздействие и в Каспийском регионе. Южный Кавказ представляет для этого весьма удобное место для аналогичной демонстрации силы. Несомненно, взаимодействие с Тегераном Москва попытается обратить против Азербайджана. В первую очередь для ослабления возможностей Баку в наращивании своего потенциала в экспорте энергоресурсов и блокировании попыток восстановить территориальную целостность. Нагорный Карабах из замороженного конфликта будет переведен в стадию тлеющего. Заодно соответствующий сигнал дан Астане и Ашхабаду. Судя по официальным заявлениям казахстанского руководства, оно все поняло, и без особого сопротивления сдалось до лучших времен.

Турция будет отвлекаться как на сирийском, так и на иранском направлениях. Кроме того, у нее имеется большая курдская проблема. И здесь тоже есть значительное поле для московских маневров.

 Изменилась и позиция Китая. В передовой статье центральный орган Компартии газета «Жэньминь жибао» писала, что ввиду ситуации вокруг Украины, «окутанной духом холодной войны», «стратегическое сближение России и Китая станет оплотом стабильности в мире». Еще одна китайская газета, Global Times, также выражающая официальное мнение, пишет о политике западных стран в Украине как о «фиаско Запада». В этой связи, заключает издание, «мы не можем разочаровать Россию, когда ей приходится бороться с трудностями. Китай должен стать надежным стратегическим партнером». Как пишет немецкое издание Der Spiegel, Москва и Пекин уже работают над созданием союза, который способен существенно изменить соотношение сил в мире. В настоящее время эксперты российского МИД разрабатывают проект договора о «военно-политическом сотрудничестве» с КНР. Детали еще неизвестны, но это «соглашение должно пойти намного дальше, чем подписанный Путиным в 2001 году договор о «добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». По китайской традиции статьи в официальных газетах отражают позицию руководства страны.

Налицо складывающееся противостояние по линии Запад — Россия вместе с Китаем. Это еще не ось типа Берлин — Токио периода 1940-х гг., но признаки сближения на антизападной основе присутствуют. Конечно, цели у Москвы и Пекина не совпадают, и в каждой из столиц преследуют собственные, тем не менее, в отношении Украины Китай предпочел, чтобы она оставалась в сфере российского влияния. При этом не исключаются и определенные сферы сотрудничества между Киевом и Пекином, в частности в военно-технической сфере. Она всегда привлекала китайских партнеров. Но это не определяющий тренд. Нам нужно понимать, что Китай в дипломатической и торгово-экономических сферах на обозримый период будет поддерживать политику России.

В таких условиях возможные санкции против России достаточно быстрых результатов не принесут. Они, несомненно, скажутся, но через период, продолжительность которого сейчас прогнозировать просто невозможно.

Хотя часть территории Украины оккупирована, тем не менее, как это не покажется парадоксальным, значение нашей страны для региона увеличилось.

Первой задачей, которую необходимо начать решать немедленно, — это превращение нашей армии в боеспособную и современную. Не только для обороны страны, но и для решения насущных политических задач. Как только мы в военном отношении сможем на равных на суше, на море и в воздухе разговаривать с агрессивным соседом, так сразу изменится и военно-стратегическая ситуация в Азово-Черноморском регионе. Украина должна стать региональным лидером, с которым будут связывать свою политику соседние государства.

Для этого необходим экономический подъем, в том числе и для финансирования перевооружения и реформирования армии. В то же время на длительный период мы должны будем жить в состоянии мобилизационной экономики. Здесь может пригодиться опыт Израиля. Он давно живет в таком положении, что не помешало ему создать первоклассную экономику, передовой военно-промышленный комплекс и одну из лучших в мире армию. Украина вполне в состоянии решить такую сложную задачу, оставаясь при этом демократической европейской страной.

Так распорядилась судьба, что именно наша страна оказалась в авангарде сопротивления агрессору. Запад по очевидным причинам воевать с Россией не будет. Однако там прекрасно понимают необходимость, во-первых, поставить барьер московской экспансии и, во-вторых, отрезать Белокаменную от передовых технологий. Тем самым предотвратить превращение ее в моторизированного Чингисхана, угрожающего всему миру.

Единственным в данный момент государством, которое может сыграть такую роль, является Украина. Нам помогут то ли в виде современной формы  lend and lease, то ли плана Маршалла, то ли сочетанием двух первых. Но этого недостаточно. Агрессивность Москвы будет возрастать, так как там прекрасно понимают всю опасность, которая будет исходить от поднимающейся Украины. На повестке дня заключение оборонного договора, наверное, с США по типу подписанного с Израилем. Нам необходима передышка в несколько лет, а Россия может ее не дать. Понимают ли это в Вашингтоне, пока не очень ясно, так как положение усугубляется внутренней борьбой между демократами и республиканцами. Будем надеяться, что здравый смысл победит.

Еще одна очень важная геополитическая задача, которую должна выполнить демократическая Украина.

Заслон кремлевской экспансии состоит не только из военно-стратегического аспекта. Не менее важно и влияние, которое окажет успешная реализация целей Майдана на наших ближайших соседей. В первую очередь, Беларусь, а в дальнейшем — и на Россию. Наш пример для них — наука. Будем успешными, они пойдут по дороге, проторенной на киевских улицах и площадях. Когда такое произойдет, никто сказать не может, но без этого мир в Европе всегда будет заложником фантомов, которыми в такой острой форме болеют в Кремле.

Россия пытается шантажировать мир угрозой агрессии в ближнем ее зарубежье. Поддаваться такому давлению ни в коем случае нельзя, иначе захватчика очень трудно будет остановить. История возложила на Украину эту миссию. И это не пафосные слова, а реальность сегодняшнего и завтрашнего дня. Такая весной текущего года сложилась геополитическая ситуация.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать