Перейти к основному содержанию

«Идея, время которой наступило, сильнее армии»

Доктор Кларенс ДЖОУНС: Изучение движения за гражданские права имеет особое значение для людей в Украине, которые искренне заинтересованы в социальных изменениях
26 февраля, 13:29

На днях в Киеве с визитом находился спичрайтер, бывший советник и близкий друг Мартина Лютера Кинга доктор Кларенс Джоунс, который в рамках Форума Посла США прочитал в Дипломатической академии МИД и в Киево-Могилянской Академии лекцию на тему «Празднование 50-й годовщины «Мечты» доктора Кинга. Почему в Соединенных Штатах есть месяц афроамериканской истории?».

Д-р Джоунс тесно сотрудничал с Мартином Лютером Кингом и помог ему написать знаменитую речь «У меня есть мечта», с которой он выступил 28 августа 1963 года во время мирной акции протеста «Марш на Вашингтон». Деятельность господина Джоунса в борьбе за гражданские права кардинально повлияла на изменения в ходе Американской истории. Например, в апреле 1963 года он составил договор между городом Бирмингем и Кингом, в котором шла речь о том, чтобы положить конец демонстрациям и позволить чернокожему населению пользоваться общественными местами и посещать магазины и другие заведения наравне с белым населением. В сентябре 1971 года он снова оказался в центре исторических событий, когда по просьбе губернатора Нельсона А. Рокфеллера помог в переговорах о прекращении исторического восстания узников в тюрьме «Аттика». Кларенс Джоунс также построил успешную карьеру в инвестиционной банковской компании и был «первым чернокожим» на Уолл-стрит. Он основал успешные финансовые, корпоративные и медиа-предприятия. Также д-р Джоунс является соавтором книги «Что скажет Мартин?», вышедшей в 2008 году, «Что кроется за мечтой — написание речи, которая изменила нацию» (2011 год) и электронной книги «Восстание: Понять Аттику, революция и государство узников». Теперь он является соавтором книги «Где были Вы?», посвященной 50-й годовщине убийства президента Джона Ф. Кеннеди. Доктор Джоунс регулярно пишет статьи для газеты Huffington Post. Он также пишет свою автобиографию «Мемуары солдата в зимнюю пору».

Несмотря на напряженный график, Кларенс Джоунс дал эксклюзивное интервью «Дню», за что мы ему очень благодарны.

— Господин Джоунс, верили ли вы в те времена, 50 лет назад, что движение за гражданские права черных в Америке будет успешным?

— Да, я верил. Вы можете спросить, базировалась ли моя вера на уверенности. Нет, абсолютной уверенности у меня не было, но была большая надежда и ожидания.

— И на чем основывалась ваша вера?

— Моя вера базировалась на двух вещах. Одной из них была правильность руководства д-ра Кинга. Его преданность и ненасильственное гражданское неповиновение как форма противодействия расовой сегрегации. А во-вторых, я, как и доктор Кинг, верили в пророчество, согласно которому американскому народу, в частности американским белым людям свойственно чувство порядочности и справедливости.

Изучение движения за гражданские права имеет особое значение для людей в Украине, которые искренне заинтересованы в социальных изменениях, обеспечении больших экономических и политических возможностей для украинского народа

Помните, мы не смогли бы добиться каких-либо фундаментальных изменений в вопросах расовой сегрегации Америки, если бы 88% белого населения не было готово согласиться с тем, что к 12% черных нужно относиться справедливо. Вот такая была комбинация. Моя вера основывалась на эффективности и надежности руководства д-ра Кинга, а уже после на врожденной порядочности и справедливости рядового белого американца, который, как и все другие, живет в одной стране по тем же принципам Декларации о независимости и Конституции Соединенных Штатов. И я в это верил.

— А если бы не было д-ра Кинга, удалось бы ли без него афроамериканцам достичь такого успеха?

— И без него всегда была возможность появления другого лидера. Но без такой же преданности к стратегии и тактике, которую использовал д-р Кинг, вряд ли ему удалось бы добиться успеха. В то время существовали несколько лидеров. Но лишь у д-ра Кинга была непреклонная, безусловная, безоговорочная преданность борьбе против расовой несправедливости ненасильственными методами с использованием массовых демонстраций... Были и другие лидеры, но он был единственным, уникальным.

— Господин Джоунс, на лекции в Дипломатической академии МИД Украины вы сказали, что д-р Кинг глубоко верил в Иисуса Христа и философию Ганди. Не скажете ли вы, что подтолкнуло его к знакомству с индийским лидером?

— Я этого хорошо не помню и не могу рассказать об этом. Но я могу рассказать о результате и части этого процесса. Д-р Кинг был очень эрудированным, осведомленным человеком. Я не могу точно вспомнить и рассказать Вам, когда он впервые начал изучение философии Ганди. Я могу сказать, что в 1959 году он впервые побывал в Индии. И это пребывание в Индии и более глубокое понимание философии Махатмы Ганди только укрепило его веру в потенциал использования этого метода, отказа от насилия, чтобы добиться фундаментальных изменений для ликвидации расовой несправедливости в Америке.

— Отвечая на вопрос, что мог бы сейчас сказать доктор Кинг о ситуации в Америке, вы сказали, что он в первую очередь обратил бы внимание на то, что свободы недостаточно, людям нужна крыша над головой и еда. Но как вы, очевидно, знаете, в Китае власть считает, что в первую очередь людям нужна крыша над головой и еда, а затем может идти речь о свободе слова и т. п. Не могли бы вы это прокомментировать?

— Я понимаю, о чем вы говорите. Я бы согласился с этим, как и д-р Кинг. Но я не хочу, чтобы вы считали, что он говорил: свобода — это обладание чем-то. Помните, имея в виду свободу, он, в основном, говорил тогда, что свобода означает то, что все должны быть равны перед законом. Наши жалобы тогда заключались в том, что по закону, к людям с темной кожей относились по-другому, чем к белым людям. Таким образом он признавал свободу свободно останавливаться в гостинице и ресторане и видел ее в отсутствии унижения из-за цвета кожи. Он признал, что эта свобода не имеет смысла без еды, без экономических средств. Или, говоря более прямо, нет смысла иметь свободу, чтобы пойти в любой ресторан или остановиться в любой гостинице, если у вас нет денег, чтобы заплатить за это. Так вот, я не хочу ни в коей мере приуменьшить ее значение, не хочу такого восприятия, когда эта свобода, равенство возможностей были важнее, чем что-либо еще. Нет, это была часть общей свободы — понимать, что это значит для полноправного гражданина в Соединенных Штатах.

— Вы читаете курс лекций под названием от «Рабства до Обамы» в двух американских университетах. Хотелось услышать от вас, знают ли все американские студенты о наследии Мартина Лютера Кинга?

— Многие из них не знают о наследии доктора Кинга. И это печально. Но большинство из них слышали о его речи «У меня есть мечта». Вместе с тем, многие из них не знают, в результате какой борьбы она появилась. В этом году мы отмечаем 50-летие этой речи, поэтому все больше и больше людей, в частности студентов будут тратить время на изучение наследия доктора Кинга. Я думаю, что в этом году благодаря акцентированию внимания на этой теме большинство молодых людей, которые ничего не знали об этом, осознают истинное значение этого события.

— Вы считаете, что в Америке лекции о наследии Кинга должны читать в каждой школе, а также об этом наследии должны знать во всем мире. Можете объяснить, почему мир должен знать об этом?

— Хочу отметить, что фактическое содержание и слова речи «У меня есть мечта» не были самым глубоким документом или заявлением доктора Кинга. Я рекомендовал бы в качестве образца для будущих поколений для более осознанного понимания того, что случилось в Америке во время и после произнесения речи «У меня есть мечта»,прочитать его «Письмо из бирмингемской тюрьмы». Он написал его в течение трех или четырех дней в апреле 1963 года. И именно оно является глубоким документом. А речь «У меня есть мечта» — это пример его пророческой веры в добро Америки. Но это не поучительный политический и социальный документ. Это — документ широч0айшего социального толкования.

— Видите ли вы в настоящий момент последователей дела Кинга, в частности ненасильственной формы протеста в других уголках мира?

— Я думаю, классическим примером является Арабская весна, площадь Тархир в Египте, Индонезия. Это — классические примеры применения принципов Ганди и Мартина Лютера Кинга к местным национальным условиям или обстоятельствам.

— Как относительно Помаранчевой революции?

— В том числе Помаранчевая революция. Но, как я уже говорил, многие революции имеют определенный этап развития, который они проходят. Поэтому успех и долговечность революции зависит в большой мере от того, насколько она будет пользоваться широкой поддержкой, включая поддержку со стороны сил безопасности в стране.

Я считаю наибольшей угрозой для любого движения синдром «агента провокатора», когда к нему пытается присоединиться третья сила, имеющая свою собственную повестку дня и использующая движение только как средство для достижения своей собственной цели, которая является достаточно противоречивой. И многое из этой программы может усилить оппозицию против движения, но важнее то, что тем самым уменьшается вероятность присоединения к оппозиции других слоев населения, потому что на это движение будут смотреть, как на нечто безумное.

— Господин Джоунс, а почему вы выбрали Украину для чтения лекций о наследии Кинга?

— Когда у меня возникла такая возможность и когда я узнал, что меня могут пригласить прочитать лекцию в вашей стране, я подумал, что именно из-за новейшей истории Украины и ее политического развития мне было бы полезно приехать туда.

С исторической точки зрения Украина — не новая страна. Но в действительности — она новая, как и новая политическая система, которая возникла в 1991 году. Украина существовала и раньше, но это был совсем другой политический объект. Я также знаю, что одной из причин, которая позволила родиться новой Украине, была Помаранчевая революция. Поэтому я подумал, что нет лучшего места, чем Киев, чтобы пойти обсуждать и разъяснять наследие Мартина Лютера Кинга-младшего. Я думал, что украинцы оценят, это. Следовательно, вот причина, почему я приехал сюда.

— И что вас больше всего поразило во время лекции?

— Что меня поразило, так это осведомленность о докторе Кинге. Он не был для них чужим. Их вопросы и любопытство базировались на том, что они на самом деле были заинтересованы в получении дополнительной информации об этом человеке. Так что в этом смысле я рад, что смог приехать сюда. Я принимаю участие в повышении их уровня понимания и предоставлении им большего количетсва информации о том, кто он такой, кем он был, и что он сделал. Я думаю, изучение движения за гражданские права имеет особое значение для людей в Украине, для тех людей, которые искренне заинтересованы в социальных изменениях, обеспечении больших экономических и политических возможностей для украинского народа.

И поэтому им следует узнать больше о докторе Кинге. Существуют некоторые уроки, которые являются транснациональными и не ограничиваются национальными границами.

— Кстати, как вам удалось убедить вашего сына, который вчера, — 21 февраля на приеме у американского посла отмечал 50-летие, приехать сюда вместе с вами?

— Мне не нужно было его убеждать. Это был его день рождения. И он был разочарован тем, что я не собираюсь провести его день рождения вместе с ним в США. Ему очень хотелось провести свой день рождения со мной. И единственным способом сделать это было поехать со мной в Украину. Что он и сделал. Я очень тронут. И я думаю, он хорошо проводит время.

— Господин Джоунс, откуда у вас силы и вдохновение, чтобы сделать то, что делаете сейчас?

— Все, что мне нужно сделать, это вспомнить о наследии. Все, что нужно сделать, это вспомнить о жертвах, на которые пошел доктор Кинг, в том числе об абсолютной жертве — потере собственной жизни. Я тогда сказал себе: это меньшее, что я могу сделать. Я продолжаю повторять это снова и снова. Меня Бог благословил на долголетие. Я дожил до 82, а он умер в возрасте 39 лет. Так вот, я хочу использовать этот дар, который дан мне, в его честь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать