Перейти к основному содержанию

Исторические дни Турции

13 декабря, 20:22
ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЕМАЛЬ АТАТЮРК (НАЧАЛО ПРОШЛОГО ВЕКА) — СИМВОЛ МОДЕРНИЗАЦИИ И ЕВРОИНТЕГРАЦИИ СТРАНЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Момент истины наступил. 17 декабря Европейский Союз должен решить, начинать ли с Турцией переговоры о ее вступлении. Готов ли сегодняшний Союз изменить курс, изначально намеченный четыре десятилетия назад такими титанами, как Шарль де Голль и Конрад Аденауэр?

Когда главы государств и правительств Европы сделали в 1999 году заключение о том, что «Турция является государством-кандидатом, готовым к вступлению в Союз на основании тех же критериев, которые применяются к прочим государствам-кандидатам», они сделали это с полным осознанием всех аргументов «за» и «против» членства Турции в ЕС. То же относится и к решению, которое они приняли три года спустя, когда пообещали начать переговоры, если в декабре 2004 года они придут к заключению, что Турция удовлетворяет всем политическим критериям, и если будут соответствующие рекомендации Европейской Комиссии на этот счет. Последнее произошло в октябре.

Давая эту рекомендацию, комиссия сделала акцент на достижениях Турции, отмечая вместе с тем, в каких областях следует приложить больше усилий. Однако выводы комиссии недвусмысленны: она «считает, что Турция в достаточной степени соответствует политическим критериям, и рекомендует открыть переговоры о вступлении этой страны». Если лидеры Европы сейчас не захотят начать переговоры с Турцией, они не только вступят в противоречие с собственными прежними решениями, но и, несомненно, нарушат неоднократно принимавшиеся Евросоюзом политические обязательства по отношению к Турции.

По самой своей природе и замыслу эти переговоры должны быть нацелены на принятие страны в ЕС. Ожидается, что они будут долгими и трудными. Но в этом есть плюс для Турции, поскольку она выигрывает время для продолжения — и углубления — уже происходящего процесса преобразований.

Со своей стороны, ЕС должен использовать эту паузу для наведения порядка в собственном доме: ратифицировать Конституционный договор и завершить интеграцию в Евросоюз государств, принятых в этом году, а также тех, кто может в него вступить во время переговоров с Турцией — Болгарии, Румынии и Хорватии.

По правде говоря, эта задача Евросоюзу вполне по силам. Если это требование будет выполнено, то к моменту, когда Турция и Евросоюз придут к соглашению, обе стороны претерпят основательные изменения.

Из-за специфических особенностей Турции — ее размеров, геополитического положения и религиозных традиций — ее вступление в ЕС создает как огромные проблемы, так и превосходные возможности для обеих сторон. Ни одну из этих проблем, однако, не следует воспринимать как непреодолимую помеху членству Турции в ЕС. Действительно, в своем докладе комиссия указала пути их преодоления.

Большинство аргументов, выдвигаемых скептиками против членства Турции, на самом деле неискренни и лишь вводят в заблуждение. Безусловно, Турция всегда считала себя европейским государством и была признана в качестве такового остальной Европой несколько десятилетий назад. В конце концов, каким образом она иначе могла бы стать полноправным членом всех европейских организаций и учреждений, кроме ЕС?

В этом отношении Турция фундаментально отличается от стран Северной Африки и Ближнего Востока. То, что принятие Турции снимет все барьеры на пути вступления неевропейских стран — это просто неправда.

Точно так же неверно и то, что подписанное Турцией в 1963 году «Соглашение об ассоциации» имеет мало отношения к ее членству в ЕС, потому что на тот момент Сообщество носило чисто экономический характер. С самого начала процесса интеграции «отцы-основатели» Европы более чем ясно дали понять, что конечной целью является политический союз, а экономическая интеграция — лишь первый шаг к этой цели.

Абсурдно предполагать, что такие европейские провидцы, как Аденауэр и де Голль, не осознавали последствий своего решения принять Турцию в ЕЭС в качестве ассоциированного члена. Действительно, президент Европейской комиссии Уолтер Холлстейн трижды повторил по этому случаю, что «Турция принадлежит Европе».

Когда Совет Европы дал зеленый свет членству Турции в 1999 году, он полностью принял во внимание то, что годом раньше по Маастрихтскому договору был учрежден Европейский (политический) Союз. Более того, участники Европейской конвенции не могли не видеть, что переговоры о вступлении Турции могут начаться в ближайшее время. Наконец, нет причин полагать, что в новой Конституции нельзя предусмотреть возможность членства Турции в ЕС.

17 декабря главы государств и правительств Европы должны принять ясное и недвусмысленное решение в пользу открытия переговоров о вступлении Турции, отдавая дань уважения своим собственным долгосрочным обязательствам и тем самым действуя на пользу самым фундаментальным интересам Европы. Это исторический день: на карту поставлено доверие к Европейскому Союзу.

КСТАТИ

Осталось всего лишь четыре дня до саммита ЕС в Брюсселе, который окончательно решит, начинать или нет официальные переговоры о вступлении Турции в ЕС. Парижская «Фигаро» публикует в этой связи результаты опроса общественного мнения в нескольких европейских странах. Только в Испании большинство респондентов, 65%, высказались за членство Турции в ЕС, в то время как во Франции, где 67% высказались против, идея вступления Турции в ЕС наименее популярна. В Германии, Великобритании и Италии против высказались, соответственно, 55, 41 и 49 процентов опрошенных соответственно. «Таким образом, очевидно, что европейцы не разделяют энтузиазма своих лидеров по поводу начала переговоров», — делает вывод газета. Мадридская «Паис» предсказывает положительное решение на саммите ЕС. Газета отмечает, однако, что «сопротивление вступлению Турции в ЕС в последнее время стремительно набирает обороты, и соответственно увеличивается напряженность между Брюсселем и Анкарой». «Положительное решение саммита даст туркам импульс к укреплению демократии, повышению эффективности и продолжению развития, — считает газета, — в то время как отказ приведет к серьезному политическому и культурному расколу, от которого пострадают обе стороны».

Мартти АХТИСААРИ — бывший президент Финляндии, Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции, Альберт РОХАН — бывший генеральный секретарь министерства иностранных дел Австрии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать