Перейти к основному содержанию

Как Европа и США должны реагировать на агрессию Кремля

Пока Запад держит Путина в тупике, но «отказывается» нажимать на курок
19 января, 17:31
КИЕВ. 18 ЯНВАРЯ 2015 Г. / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Западный мир еще не решил, что ему делать с Владимиром Путиным, который захватил силой часть Грузии, Молдовы, а теперь еще и Украины и игнорирует договоры и дипломатические соглашения. Немецкий канцлер Ангела Меркель заявляет, что он живет в альтернативном мире, в котором белое является черным, а синее — зеленым. Как в таком случае Европа и Соединенные Штаты должны реагировать на агрессию Путина?

Согласно теории «крысы, загнанной в угол», Владимир Путин становится опаснее, когда его прижать к стене. Несмотря на санкции, упадок экономики и международную изоляцию, он вовсе не выглядит побежденным. Мы знаем, что Путин не отступает, когда сталкивается с неприятностями. Он удвоил репрессии против массовых демонстраций в декабре 2011 года, расширил гибридную войну на Востоке Украины, несмотря на возмущение мира по поводу аннексии Крыма. Поставки оружия и военных не прекратились после сбивания малазийского лайнера MH17. В августе Путин вторгся в Украину с регулярными войсками, когда его ставленники переживали поражение в Донбассе. Он не уступил ни дюйма на переговорах в Женеве и Минске, несмотря на разрушительные санкции.

Модель «загнанной в угол крысы» использовалась в некоторых кругах сторонников Realpolitik в качестве аргумента, что мы должны мягче относиться к Путину. Мы должны сделать жизнь проще для «крысы», чтобы она не укусила. Это совершенно неверно. Правильный подход — вырвать у «крысы» зубы.

Авантюра Путина в Украине действительно загнала его в тупик. Но ненадежность такой ситуации заключается в отсутствии решительности европейских и американских противников Путина, которые колеблются с использованием существующих в их распоряжении инструментов. Лидеры западного мира, скорее всего, даже не понимают, что в их руках судьба «путинского» режима.

Мы должны сначала признать, что Путин находится в тупике из-за ошибок, которые противоречат его репутации мастера-тактика.

  Во-первых, Путин считал, что южно-восточная Украина разделит его возмущение по поводу «Новой Украины», возникшей после Евромайдана. Путин «нашел» антиукраинские чувства только на Донбассе, и для этого ему понадобились российские спецслужбы и большие поставки наличных.

•  Во-вторых, Путин откровенно обманывал западных лидеров, и больше всего — канцлера Германии Ангелу Меркель, которая сейчас четко поняла его намерения и признает, что нельзя иметь дело с закоренелыми лгунами. (Несмотря на это, Запад продолжает поддержку «дипломатического решения», которого не будет.)

•  В-третьих, Путин просчитался, что может игнорировать Европу и США без каких-либо последствий — пока они не ввели резкие санкции после катастрофы MH17 и вторжения регулярных войск в августе в Украину. В-четвертых, Путин пообещал российскому народу, что «русский мир» может быть возобновлен без каких-либо экономических расходов и потерь российских жизней. Российский народ, благодаря его пропаганде, не до конца понял, что это ложь. Когда поймет, то режиму Путина будет грозить опасность.

•  В-пятых, Путин угрожал Европе газовым «оружием», и в результате «убедил» ее отказаться от зависимости от российского природного газа. Он «размахивал» ядерной угрозой, и тем самым распространил восточно-украинский конфликт за пределы Украины. Европа и США, возможно, не очень переживают за Украину, но они становятся более внимательными, когда ядерное государство стало угрожать ядерной войной.

•  В-шестых, Путину не хватает элементарного понимания экономических бюджетных ограничений, и потому внезапно он очутился в ситуации снижения бюджетных доходов, кризиса рубля, инфляции, которая превысила 10%, и рецессии.

•  В-седьмых, «авантюра» Путина поставить под угрозу его общественный договор с российским народом «Вы терпите мое клептократическое правительство и репрессии, и я дам вам повышение уровня жизни и стабильность»           — «путинский» режим базируется на этом социальном контракте. Сейчас он трещит по швам.

Ситуация, когда Путин погряз в дорогой военной «авантюре» в регионе, который не приветствует его, когда разрушается его собственная экономика, дает Западному миру огромную возможность превратить Путина — маленькую мускулистую «крысу» — в эмансипированную версию его прежнего «я».

Европа и Соединенные Штаты могут использовать целый массив рычагов, которые могут выхолостить путинскую Россию, а нынче было использовано лишь единственное оружие — международные санкции. Их нужно оставлять и, очевидно, принцип единодушия Европейского Союза не позволит их легко снять.

Санкции, по сути, лишают российские банки и энергетические компании, которые имеют большую задолженность, доступа к западным кредитным рынкам. Из-за верховенства беззакония Путина долги краткосрочны, и большая их часть должна ежегодно рефинансироваться. Единственным оставшимся источником долларовой ликвидности являются резервы центрального банка и средства на черный день, которые будут быстро исчерпаны, пока санкции остаются в силе. Пока российское правительство, банки и компании судорожно ищут доллары, крах рубля будет продолжаться, инфляция будет ускоряться, уровень жизни будет падать и дальше.

КАКИЕ ИЗ СВОИХ МОЩНЕЙШИХ РЫЧАГОВ ЗАПАДНЫЙ МИР ДО СИХ ПОР НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ?

  Во-первых, Запад может поставлять смертоносное оружие Украине, чтобы дать ей возможность нанести реальный вред регулярным и нерегулярным силам России, в то время как опять усиливаются боевые действия, а многочисленные «прекращения огня» не соблюдаются. Действительно, некоторые незначительные поставки вооружений поступали из Польши, стран Балтии и Канады, но только США могут предоставить передовые радары, противотанковое оружие и технологии уклонения от попадания ракет.

Благодаря укреплению обороноспособности Украины Путин окажется под сильным давлением. Количество погибших россиян на украинском поле боя уже исчисляется тысячами — этот факт путинский режим пытался скрыть. Организации матерей российских солдат выступают против войны в Украине, а Путин вряд ли может отправить в тюрьмы их лидеров, как он это делает с диссидентами. Российский народ решительно выступает против отправления своих сыновей воевать в Украине. Укрепленная Украина может нанести такие потери России, которые будут грозить существованию путинского режима.

Конгресс принял, а президент США Барак Обама подписал закон «О поддержке свободы в Украине», который дает президенту право на свое усмотрение поставить смертоносное оружие Украине. Обама, скорее всего, не будет отправлять оружие из-за опасения «рассердить Россию». Это — неправильно. Усиление украинских Вооруженных сил гарантирует сужение конфликта. Увеличение поставок оружия означает меньшую опасность со стороны России для Европы, НАТО и США. Обама должен также понимать, что США и НАТО остаются врагом номер один для путинской пропагандистской войны независимо от того, будет он поставлять оружие или нет. Путин уже утверждает, что ЦРУ заправляет всем в Украине. Противотанковое оружие и радары нисколько не изменят такую «мировоззренческую картину» Путина.

•  Во-вторых, Европа и США должны энергично прибегнуть к финансовой помощи и ноу-хау в реформах, чтобы сделать поворот Украины на Запад успешным. Украинцы восстали, потому что они устали от коррупции и отсутствия верховенства закона. Украина хочет быть частью Европы, а не России. Украина уже провела законные президентские и парламентские выборы и имеет молодое реформистское правительство, в котором иностранцы занимают основные позиции в Кабинете Министров. Но нужно помнить, что Украина столкнулась со многими проблемами. Она потеряла часть своей территории в горячей войне и должна возобновить свою армию. В ее разведку проникли российские шпионы. Без украинского «плана Маршалла», который примет во внимание эти особые условия, эксперимент «успешная Украина», скорее всего, может провалиться, и Путин выиграет, не пошевелив пальцем.

Пропагандистская машина Путина продолжает описывать Украину как «нелегитимный неонацистский экстремистский режим», который танцует под дудку ЦРУ и НАТО. Вместо того чтобы признать новую украинскую власть, Путин неохотно пообещал «дать ей надлежащую оценку». И стандартным объяснением Путиным российской интервенции является то, что правительство Украины очень несовершенно. Успешная, реформированная Украина отбросит такое обоснование.

•  В-третьих, Европа должна отучить себя от «соски» российского природного газа. Стресс-тесты показывают, что она может это сделать путем либерализации свободного потока газа в европейских странах. Самое главное — этой весной антимонопольная комиссия ЕС должна объявить очевидное: что «Газпром» является монополистом, который нужно ликвидировать. Без оружия природного газа «путинская крыса» станет незначительным раздражителем.

•  В-четвертых, Запад должен начать противостоять Путинской «пропаганде альтернативного мира», которая охватила большую часть его российской аудитории и оказывает избыточное влияние на европейское общественное мнение. Путин использует огромную армию тайных журналистов, сочувствующих, и тайные выплаты, чтобы продать путинскую историю во всем западном мире, который сидит сложа руки и поглощает удары. Судя по всему, Европа рассматривает русскоязычные передачи, а США должны обновить Радио Свободная Европа/Радио Свобода. Эти усилия не будут контрпропагандой, а просто новостями, в которых будет сообщаться правда. Они жизненно необходимы в новую эру гибридной войны, в которой пропаганда играет большую роль.

Главная слабость в разработке российской политики заключается в том, что мы не понимаем, чем руководствуется Путин и его внутреннее окружение. Мы живем в «цивилизованном мире», в котором существуют нормы и приемлемое поведение, которые, на наш взгляд, разделяются другими. Мы не можем понять, что вся нация может управляться как преступное предприятие «клептократами», которых беспокоит только власть и богатство и их сохранение.

Поймите, Путин и его «клептократы» на самом деле не заботятся о матушке-России. Они используют российский национализм и территориальную экспансию для своих личных интересов, а не из патриотизма. Американские бизнесмены извлекли горький урок — после того как их инвестиции были конфискованы олигархами — что правящая элита действительно заботится только о власти и богатстве. Они должны делать то, что хочет Путин, а не то, что лучше для России.

Мы воспринимаем удобный образ, в котором Путин представляется для внешнего мира, — это настоящий российский националист, убитый горем потерей империи, которая была украдена Западом и остается в окружении врагов НАТО, планирующих внезапное нападение. Многие западные апологеты утверждают, что у него нет выбора, кроме как нанести ответный удар ради сохранения нации.

Кто не понимает Путина, верит, что мы должны кормить крысу в ящике, чтобы дать ей силы порвать свои узы. И когда она это сделает, она станет прирученной — и мы можем жить в мире. Это не так. Кормление крысы только увеличит ее аппетит.

Российских клептократов, а Путин является главным среди них, беспокоит то, что они построили общество, в котором нет верховенства закона, и которое действует по прихотям власть предержащих. Они знают, что политическая фортуна может быстро измениться. Они понимают, что у них нет легитимности, и они живут в страхе, что одна искра может вывести миллионы на улицы. Их «кошмаром» действительно является Евромайдан на Болотной площади в Москве. Они «дрожат» от перспективы получить на своих границах процветающую Украину, в которой господствует верховенство права.

Сколько времени понадобится для того, чтобы их народ изучил опыт Украины, чтобы восстать и сбросить их власть?

Кто-то переживает, что Путин побеждает. Действительно, у Путина «заоблачный» рейтинг популярности. Поддержка санкций может ослабеть. Украина имеет свои собственные проблемы и не может противостоять российской армии. До недавнего времени я мог бы с этим согласиться, но считаю, удача отвернулась, особенно после начала экономического кризиса в России. Мы не можем предусмотреть будущее, потому что это зависит, на мой взгляд, от того, использует ли Запад свои рычаги, чтобы «приструнить» Путина. Если он это сделает, результат не вызывает сомнений. Самый главный вопрос заключается в том, готовы ли Европа и Соединенные Штаты развернуть огромный массив инструментов, имеющихся в их распоряжении, чтобы обезвредить Путина и его режим?

(theblaze.com), 14 января 2015 года, перевод Мыколы СИРУКА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать