Харизма, в которую мы можем верить
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120116/45-7-2.jpg)
В 2012 году планируется передача руководства в двух главных мировых автократиях. Ни в одной из них она, вероятно, не станет сюрпризом. Си Цзиньпин выбран на замену Ху Цзиньтао как новый президент Китая, а в России Владимир Путин объявил, что он вернется на пост президента вместо Дмитрия Медведева. Среди демократических стран мира политические результаты в этом году менее предсказуемы. Во Франции Николя Саркози стоит перед лицом предстоящей трудной предвыборной кампании, также как и Барак Обама — в Соединенных Штатах.
На выборах президента Соединенных Штатов в 2008 году, согласно мнению прессы, Обама победил благодаря своей «харизме» — особой силе вызывать чувство восхищения и преданности. Если это так, то как его переизбрание может быть неопределенным всего лишь спустя четыре года? Может ли лидер утратить свою харизму? Берет ли харизма свое начало в личности, или в последователях этого лица, или в ситуации? Научное исследование указывает на все три причины.
Харизму очень трудно определить заранее. Недавний опрос привел к выводу о том, что о харизматичных лидерах известно «сравнительно немного». Дик Морис, американский политический консультант, утверждает, что согласно его опыту, «харизма является самой неуловимой политической чертой, поскольку она существует не в реальности, а лишь только в нашем восприятии, когда кандидат добился этого с помощью упорного труда и хороших результатов». Кроме того, деловая пресса описывает многих генеральных директоров как харизматичных, когда дела иду хорошо, и снимает эту метку, когда прибыли падают.
Политологи пытались создать счетчики харизмы, которые могли бы предсказать количество голосов или рейтинги, но они не дают нужного результата. Среди всех президентов США Джон Ф. Кеннеди часто описывается как харизматичный, но, очевидно, не для всех, учитывая, что ему не удалось завоевать большинства избирательских голосов, а его рейтинг менялся в течение его президентства.
Преемник Кеннеди, Линдон Джонсон, сетовал, что ему не хватает харизмы. Действительно, так было в его отношениях с общественностью, но Джонсон мог быть притягательным — даже сверхмагнетическим — в личных контактах. Одно тщательное исследование президентской риторики обнаружило, что даже такие известные ораторы, как Франклин Рузвельт и Рональд Рейган, не могли рассчитывать на свою харизму при выполнении своих программ.
Харизма намного проще различима, когда стала свершившимся фактом. В этом смысле это закольцованная концепция. Это похоже на старую китайскую концепцию об императорском «небесном мандате»: императоры правили, потому что имели его, а когда их свергали, причина заключалась в том, что они его утратили.
Но никто не мог сказать, когда именно это случится. Кроме того, успех часто используется, чтобы постфактум доказать, что современный политический лидер обладает харизмой. Гораздо сложнее использовать харизму, чтобы предсказать, кто будет успешным лидером.
Последователи больше всего склонны приписывать харизму лидерам в случаях, когда они чувствуют сильную потребность в переменах, часто в контексте личного, организационного или социального кризиса. Например, британская общественность не сочла Уинстона Черчилля харизматичным лидером в 1939 году, однако год спустя его виденье, уверенность и коммуникативные навыки придали ему харизму, подпитываемую тревогами британцев, возникшими после падения Франции и эвакуации из Дюнкерка. А потом, в 1945 году, после того как общественный фокус переместился с победы в войне к построению социального государства, Черчилль не получил поддержку избирателей и оставил свой пост. Его харизма не предсказывала краха, на это указывала смена интересов его последователей.
На практике, харизма является расплывчатым синонимом к понятию «личного магнетизма». Люди отличаются своей способностью привлекать других, и их способность привлекать часто зависит от врожденных черт, частично от приобретенных навыков, а частично от социального контекста.
Некоторые факторы личной привлекательности, такие как коммуникабельность, внешний вид и невербальная коммуникация, могут быть проверены. Различные исследования показывают, что к людям, которых оценивают как привлекательных, относятся более снисходительно, нежели к непривлекательным людям. Одно исследование приводит к выводу, что красивый мужчина имеет преимущество перед уродливым, и это дает ему 6 — 8% дополнительных голосов. Для женщин преимущество составляет около 10%.
На невербальные сигналы приходится основная часть человеческого общения, и простые эксперименты показали, что некоторые люди общаются невербально лучше, чем другие. Например, в ходе исследований в Принстонском университете было обнаружено, что когда людям показывали изображения двух кандидатов, участвовавших в незнакомых для них выборах, они могли предсказать победителя в семи случаях из 10-ти. Аналогичное исследование, проведенное в Гарвардском университете, в котором людям были показаны 10-секундные ролики 58-ми выборов без звука, показало, что прогнозы зрителей определили 20% различий в полученных голосах при двухпартийной системе, что является более точной переменной, чем экономические показатели. Парадоксально то, что предсказания стали хуже после включения звука.
На выборах 2008 года американцы чувствовали себя разочарованными из-за начатой администрацией Буша войны в Ираке и финансового кризиса, который разразился за два месяца до голосования. Обама был привлекательным молодым кандидатом, который хорошо говорил и вселял чувство надежды на будущее. Несомненно, это одна из причин, почему Обама обрел репутацию, необходимую для того, чтобы стать харизматичным.
Но часть его харизмы была в глазах его последователей. Люди иногда говорят о харизме, что «мы узнаем ее, когда мы ее видим», но мы также смотрим в зеркало. Поскольку экономика ухудшилась, вырос уровень безработицы, и Обаме пришлось иметь дело с грязными компромиссами государственного управления, зеркало стало грязным.
Харизма говорит нам кое-что о кандидате, но еще больше она говорит нам о нас самих, о настроениях нашей страны и о том, каких именно перемен мы желаем. Экономически тяжелые времена затрудняют поддержание харизмы. Перед Обамой стоят проблемы продолжающейся безработицы и непокорной республиканской оппозиции, и Саркози вынужден мириться с подобной ситуацией. Однако во время президентской кампании их риторика будет свободна от необходимости идти на компромисс. Выборы в этом году будут настоящим испытанием их харизмы.
Джозеф С. НАЙ-младший — профессор Гарвардского университета и автор книги «Будущее власти».
Выпуск газеты №:
№5, (2012)Section
Мировые дискуссии