Перейти к основному содержанию

Хватит держать «республики-фантомы» в вакууме

18 сентября, 20:39

Три месяца назад президенты Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии заявили о создании новой организации — Сообщества за демократию и права народов. Президенты пообещали развивать демократию, защищать этнические меньшинства и обеспечить своим странам мир и процветание.

Однако никто из глав государств мира не приветствовал создание новой организации, поскольку три страны, создавшие ее, мировое сообщество не признает. Последние 15 лет эти евразийские «государства-фантомы» существуют де-факто: у них есть собственные экономические структуры, парламенты, внешнеполитические ведомства и вооруженные силы. Тем не менее, признанные республики, от которых они отделились — Грузия и Молдова — настаивают, что речь идет лишь о криминальных образованиях.

Сегодня, однако, наступил решающий момент. 17 сентября в Приднестровье пройдет референдум об официальном провозглашении независимости. Другие республики, вероятно, поступят так же. Все они задают один и тот же вопрос: почему международное сообщество по всем признакам готово признать суверенитет Косово — мятежной провинции, завоевавшей независимость с оружием в руках, но не желает руководствоваться той же логикой по отношению к ним? Политическому руководству западных стран необходимо найти на него убедительный ответ — иначе в зонах «замороженных» конфликтов в Евразии, вероятнее всего, произойдет новая вспышка насилия.

Появление непризнанных республик — Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии — результат хаоса, сопровождавшего распад СССР. Две из них формально остаются частью Грузии, а третья номинально входит в состав Молдовы. В период заката советской державы их вооруженные силы при помощи России нанесли поражение сформированным с бору по сосенке армиям «признанных» республик. С тех пор элиты отделившихся регионов создали фактически отдельные государства.

Пока что международное сообщество по сути ничего не предпринимает, помимо заявлений о поддержке территориальной целостности признанных государств и тянущихся ни шатко, ни валко переговоров об окончательном статусе мятежных регионов на их территории. Россия неоднократно заявляла о нерушимости существующих границ, но одновременно поддерживает право непризнанных республик самостоятельно определять свою судьбу. Особое значение в этой связи имеет тот факт, что Москва предоставила большинству жителей де-факто существующих государств российское гражданство, — это усложняет решение вопроса об их территориальной принадлежности.

Правительства западных стран настаивают, что Косово нельзя рассматривать как прецедент, но это ошибочная позиция. Международное сообщество должно взять на вооружение «косовскую модель» — не в качестве карт-бланш на провозглашение независимости регионами вроде Абхазии и Приднестровья, но как сигнал о том, что любые переговоры о статусе этих территорий должны тесно увязываться с реальной демократизацией, защитой прав человека, разоружением и установлением хороших отношений с соседними странами.

Никто не пытался внедрить в непризнанных республиках Евразии международные стандарты государственного управления. Их правительства не позволяют вернуться в родные места беженцам, спасавшимся от войн в начале 1990-х. На выборах в этих регионах ни разу не присутствовали заслуживающие доверия наблюдатели. В их экономике в лучшем случае царит коррупция, а в худшем — криминальный беспредел. В некоторых непризнанных республиках формирование гражданского общества сдерживается авторитарными лидерами и их союзниками — бизнесменами с сомнительной репутацией.

Если непризнанные правительства в Евразии хотят, чтобы международное сообщество проявило внимание к их проблемам, они должны быть готовы обеспечить те же стандарты открытости и демократии, соблюдения которых Европа требует в других регионах.

Если они этого не сделают, международное сообщество должно ужесточить свою позицию — расширить визовые ограничения, уже действующие в отношении некоторых непризнанных лидеров, оказывать непосредственную поддержку местным борцам за демократию и реальное давление на главного покровителя сепаратистов — Россию. В основе политики Запада должны лежать активные действия, а не повторяемое до бесконечности затертое заклинание о недопустимости сепаратизма.

Кроме того, Европа и США должны убедить Грузию и Молдову, что подобная политика не означает отказа от их поддержки Западом. Напротив, речь идет об активизации действий в отношении «конфликтных зон», цель которой состоит в обеспечении большей устойчивости границ в Евразии.

В противном случае нам гарантирован все тот же тупик: ни мира, ни войны. А новое поколение жителей Абхазии, Приднестровья и других республик, вырастет в реально существующих, но непризнанных государствах.

Чарльз КИНГ — преподаватель Джорджтаунского университета (Georgetown University), автор книги «История Черноморского региона» («The Black Sea: A History»).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать