Киргизский сценарий

Нижняя палата киргизского парламента прошлого созыва приостановила свою деятельность. Работу начал новый парламент, спикером которого избрали лидера Социалистической партии Омурека Текебаева. Часть политиков разочарована таким решением, поскольку именно состав нового парламента вызвал массовое недовольство. Тем временем верхняя палата парламента назначила выборы президента страны на 26 июня. И.о. президента Кыргызстана Курманбек Бакиев намерен принять в них участие. ОБСЕ считает планы провести выборы в июне нереалистичными и опасными. Между тем в субботу в Кремле подтвердили, что Аскару Акаеву была предоставлена возможность приехать в Россию.
Открыто демонстрируемая вседозволенность, шантаж, запугивания, подкупы, в совокупности с полным игнорированием мнения избирателей породили активное сопротивление населения Кыргызстана, ставшее для многих неожиданным. Протестные выступления прокатились практически по всей территории страны. Лидеры оппозиции оказались перед необходимостью возглавить и удержать движение протеста в цивилизованном русле. Оппозиция выразила недоверие власти и потребовала признать состоявшиеся выборы недействительными, продлить полномочия старого парламента до президентских выборов, провести выборы в парламент после президентских. В ряде регионов Кыргызстана курултаи сместили местные власти и создали народные органы самоуправления. Критика действий оппозиции международными организациями и посольством США подвигла власть на применение силы в городах Джалал-Абад и Ош. Основным результатом безответственных действий власти стала радикализация оппозиции и, что вызывает обоснованную обеспокоенность, передача части оружия в руки протестующих. Масла в огонь подлили российские политики, выступившие с резким осуждением акций протеста и призвавшие президента к жестким действиям. 22 марта был спешно организован митинг в поддержку главы государства, начались аресты оппозиционеров. 23 марта в Бишкеке силами Омона была разогнана антиакаевская манифестация. 24 марта провокации против митингующих на главной площади столицы спровоцировали занятие здания правительства. Следует особо отметить, что на всем протяжении протестных выступлений в одном строю были и киргизы, и узбеки, и русские, и представители других национальностей. Так что заявления некоторых СМИ о межнациональных трениях можно расценить только как безответственную попытку разжечь их.
КОРНИ РЕВОЛЮЦИИ
Последние парламентские выборы должны были предшествовать президентским, изначально намеченным на конец этого года. Корни возникшего конфликта связаны непосредственно с деятельностью Аскара Акаева и его ближайшего окружения. Отход от демократии начался с замены относительно независимого и потому неудобного парламента и гонений на оппозиционно настроенную прессу. Последовавшие изменения конституции стимулировали процесс узурпации верховной власти. Он прикрывался имитацией активной политической деятельности в виде президентских инициатив, которые так и не были реализованы.
Уже к 2000 году гарант конституции исчерпал лимит доверия. Однако раздробленность оппозиции, политическая инертность населения и огромный, по сравнению с оппозиционным, административный ресурс, позволили Акаеву с помощью политических манипуляций, устранения конкурентов введением дополнительных законодательных ограничений, например, в виде экзамена по знанию государственного языка для кандидатов в президенты, а также подтасовок и фальсификаций сохранить власть еще на один срок.
Последний период правления А.Акаева характеризовался коррупцией на всех уровнях власти, насильственной экспроприацией собственности и созданием семейной монополии практически во всех прибыльных сферах. Широкое распространение получила практика продажи государственных должностей. По словам информированных людей, цена министерского поста колебалась от сотен тысяч до миллиона долларов США. Естественно, основной целью чиновников, получивших власть таким образом, становилось восстановление потраченных денег и их приумножение. На эти цели в нищем государстве могут идти только внешние кредиты и гранты, которые беззастенчиво присваивали власть предержащие манкурты. Этот процесс вызывал цепную реакцию по всей вертикали власти... Страна была окончательно загнана в порочный круг бедности. Скрытая инфляция достигла 20—25% в год при сохранении заработной платы на прежнем уровне. Средний доход на душу населения составил менее одного доллара США в день.
Все это породило массовое недовольство населения и крайне негативное отношение к власти и, прежде всего, к главе государства. В случае победы противников режима Акаев и его окружение могло быть призвано к ответу. Недавно известный деятель искусства и политик М. Эшимканов сравнил ситуацию в Кыргызстане с ситуацией в Румынии в конце 1980-х годов. Осознавая подобную перспективу, власть стремилась всеми имеющимися средствами получить провластное парламентское большинство с участием членов семьи и ее ближайшего окружения.
«ПОХОРОНЫ ДЕМОКРАТИИ»
Этот процесс может быть условно разделен на три взаимосвязанных этапа: обеспечение, подготовка, реализация. Этап обеспечения, самый протяженный по времени, включал в себя создание имиджа либерального демократического президента и соответственно власти и государства. Вместе с тем в результате политических реформ был снят количественный ценз для признания выборов состоявшимися и отстранены от участия в выборном процессе политические партии. С политической арены были устранены все фигуры, способные составить конкуренцию главе государства. В ходе различного уровня выборов были отработаны способы нейтрализации неугодных кандидатов — от фальсификации итогов до уголовных преследований.
Второй этап начался в преддверии последних парламентских выборов — за пределами видимости международных наблюдателей. Наиболее характерными способами политической борьбы, применяемыми властью, стали манипуляции со списками, многочисленные нарушения сроков и правил агитации, запугивание неугодных кандидатов и членов их семей, подкуп избирателей и проч. В подконтрольных СМИ была развернута крупномасштабная PR-кампания против оппозиции. Многочисленные заявления А.Акаева о том, что оппозиция готовится к перевороту и ей необходимо «дать отпор», выступление с осуждением революций в Грузии и в Украине резко диссонировали с его же призывами к проведению «честных и справедливых» выборов. Параллельно задолго до официально разрешенного агитационного процесса была начата открытая агитация за кандидатов от партии власти. С помощью админресурса под надуманными предлогами были выбиты из борьбы за депутатские мандаты наиболее узнаваемые и наиболее радикальные представители оппозиции.
На членство в парламенте претендовали ближайшие родственники высшего руководящего звена: дети президента Бермет и Айдар Акаевы, младшие сестры его супруги Майрам — Окен и Аязгуль, сын премьер-министра Николая Танаева, сын и зять главы президентской администрации Тойчубека Касымова. При этом Бермет Акаева участвовала в выборах в нарушение ценза оседлости, по которому в регистрации отказали бывшим послам Кыргызской Республики. Участие родственников руководства в работе парламента накануне президентских выборов позволило бы сцементировать провластные силы и обеспечило оперативное реагирование на негативные для власти процессы в парламентской оппозиции. Кроме того, имея «семейную» фракцию, можно было бы лоббировать изменение законодательства для дальнейшего сохранение власти. Например, переход к парламентской республике и утверждение главным действующим лицом представителя «семьи». При благоприятных условиях можно было бы инициировать референдум о продлении полномочий действующего президента.
В ежегодном послании народу Кыргызстана 26 октября 2004 года А.Акаев назвал радикализм угрозой для целостности государства и обязал госструктуры принять необходимые меры для обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод человека. Власть готовилась применить против оппонентов силу под прикрытием борьбы с терроризмом и экстремизмом. Отказ от регистрации оппозиционных кандидатов выглядел как провоцирование оппозиции на «противоправные» действия, а ее шельмование было призвано легитимизировать воздействие на оппонентов с помощью силы. Применение силы непременно вызовет ответную реакцию, как это было во время аксыйских событий (16—18 марта 2002 года в Аксыйском районе население выступило в защиту осужденного депутата Азимбека Бекназарова. В столкновениях с милицией погибли несколько жителей района. — Ред. ) и 20 марта текущего года повторилось в Джалал-Абаде и Оше. По замыслу Акаева, это должно было послужить основанием для введения чрезвычайного положения в целях продления своих полномочий.
Этап реализации характеризовался многочисленными нарушениями, подтасовками и фальсификацией, которых не захотели заметить зарубежные наблюдатели. Во многом благодаря их «слепоте» жалобы и иски оппозиции в ЦИК и суды были проигнорированы. Справедливости ради необходимо отметить, что и оппозиция взяла на вооружение методы власти, но не смогла противодействовать мощи административного ресурса. В результате победителями выборов стали приверженцы власти, бизнесмены с сомнительными капиталами и, по сведениям СМИ, граждане других государств. Дальнейший ход событий легко просчитывался: внесение изменений в законодательство и проведение референдума по продлению полномочий президента для подготовки наследственной передачи власти. Однако стремительное развитие событий поломало все планы.
ОСОБЕННОСТИ КИРГИЗСКИХ СОБЫТИЙ
Протестные выступления были начаты самим народом, а не организованы лидерами оппозиции.
Революция началась с окраин, ее инициировало наиболее ущемленное в социально-экономическом плане население юга страны.
Отстранение от власти руководства страны произошло стремительно и неожиданно для лидеров оппозиции.
У протестного потенциала не было внешней поддержки. Лидеры оппозиции не имели даже косвенной внешней финансовой помощи.
ВНЕШНИЙ ФАКТОР
Сравнительный анализ действий США, западных государств и международных организаций во время событий в Грузии, Украине и Кыргызстане приводит к выводу, что США и Западу был выгоден режим А.Акаева, существовавший во многом на западные кредиты и слепо выполнявший их волю. Примеров тому больше чем достаточно. Но волонтеры американского Корпуса мира работают в самой глубинке Кыргызстана. Было бы странным, если бы их отчеты не попадали на столы американских аналитических центров, и те не просчитали бы, что глава государства не пользуется авторитетом у народа. Следовательно, для сохранения своего влияния в Кыргызстане Вашингтону необходимо было заменить лидера режима, для чего и была организована кампания критики А.Акаева, к которой сам он отнесся очень спокойно. В связи с этим возникла версия о сговоре Акаева с США, согласно которому он уходит с поста за соответствующую мзду и при сохранении власти «семьи». В пользу этой версии свидетельствует, в частности, размещение базы США в частном аэропорту, что ассоциируется со взяткой «семье» за причиненные неудобства. Дежурная критика выборов со стороны Госдепа США не идет ни в какое сравнение с их участием в процессе выборов в Украине.
В Кыргызстане всегда трепетно относились к России. Здесь традиционно сильны пророссийские настроения и русские чувствуют себя здесь абсолютно комфортно. Многие граждане Кыргызстана рассчитывали на помощь и поддержку России, но в ответ получили обещания оказать помощь А.Акаеву в подавлении бунта. Российские политики в очередной раз наступили на те же грабли. Прямое осуждение ими действий оппозиции свидетельствует о полном незнании ситуации. Мало того, они и не пытаются в ней разобраться. Продемонстрированное российской политической элитой великодержавное чванство в конечном итоге может привести к потере Россией своего естественного союзника. Боясь прихода к власти в Кыргызстане проамериканского руководства взамен такого же проамериканского А.Акаева, она делает все для реализации подобного сценария. По наблюдениям одного немецкого ученого, сегодня 80% киргизской молодежи обращены взорами на Запад.
Ни Запад, ни Россия не оказывали и, по всей видимости, не будут оказывать помощь и поддержку народу, борющемуся за свои права. Именно борющемуся, потому что от свержения антинародного режима до установления легитимной работоспособной власти предстоит пройти трудный путь.
ЗАДАЧИ НОВОЙ ВЛАСТИ
Основными задачами победившей оппозиции являются избавление от рудиментов прежнего режима и создание новой системы. Вместе с тем бывшая кыргызстанская оппозиция очень неоднородна. Ее объединение обусловлено стремлением отстранения от власти А.Акаева и его семейно-мафиозного клана. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, насколько будут способны лидеры подняться над личными интересами ради интересов народа и государства.
Сохранение президентской формы правления не исключает повторения прошлых ошибок. Более целесообразной видится парламентская республика, которая в условиях сильных родоплеменных связей в их позитивном значении позволит поддерживать прочный баланс политических сил, что исключит возвращение к авторитаризму. Кроме того, парламентская форма правления при соответствующих условиях обеспечит участие в политике национальных меньшинств, которые, если не считать отдельных представителей, до сегодняшнего дня были от нее практически отстранены.
Выпуск газеты №:
№54, (2005)Section
Мировые дискуссии