Перейти к основному содержанию

Кто раздражает россиян?

26 декабря, 19:24
ПРОБЛЕМА РОССИИ — УЖЕ НЕ «КУХОННЫЙ РАСИЗМ», А БЕСЧИНСТВО БРИТОГОЛОВЫХ ПОДОНКОВ. САМЫМИ ГРОМКИМИ БЫЛИ УБИЙСТВА СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ВОРОНЕЖЕ. В ЭТУ СУББОТУ ОЧЕРЕДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА РАСОВОЙ ПОЧВЕ ПРОИЗОШЛО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ГРУППА ПОДРОСТКОВ, ВООРУЖЕННАЯ НОЖАМИ, НАПАЛА НА СТУДЕНТОВ-АФРИКАНЦЕВ. ОДИН ИЗ НИХ БЫЛ УБИТ НА МЕСТЕ, ВТОРОЙ ПОЛУЧИЛ РАНЕНИЯ / ФОТО РЕЙТЕР

По данным недавнего международного исследования компании Gallup International, почти половина мирового населения (47%) считают, что иммиграция отрицательно влияет на жизнь в их стране. Почти столько же респондентов (43%) относятся к этому явлению положительно. В России, куда в поисках заработка приезжает множество людей из бывших советских республик, негативно относятся к иммиграции более двух третей опрошенных — 69%, причем в Сибирском федеральном округе ее считают вредной 80% населения. О негативном отношении к переселенцам из других стран чаще говорят жители российских городов-миллионников (72%), респонденты в возрасте 25—34 лет (71%) и обладатели среднего образования (70%). Среди тех россиян, кто терпимо относятся к мигрантам (23%), наиболее лояльно настроены жители Уральского федерального округа (35%), крупных городов с населением от 500 тысяч человек до миллиона (27%). Как правило, иммиграция вызывает одобрение у молодых россиян в возрасте 18—24 лет (26%), обладателей высшего образования (27%) и низкого уровня доходов (26%). Российские обозреватели отмечают рост популярности националистических лозунгов, проявившийся в ходе недавних выборов в московскую городскую думу. Одиозная партия «Родина» даже была снята с выборов после того, как не менее одиозная ЛДПР подала против нее иск из-за рекламного ролика под слоганом «Очистим Москву от мусора», разжигающего межнациональную рознь. Кем и почему недовольны россияне, журналу «Власть» разъяснил директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Дмитрий Поликанов.

— Правда ли, что призыв «Россия для русских» поддерживает полстраны?

— Смотря как интерпретировать. Мы задавали два вопроса. В первом предлагали высказать отношение к этому призыву без оговорок. Тех, кто поддерживает жесткую националистическую установку, по нашим данным, — 16%. Другие же признавали, что «Россия для русских» — это, конечно, фашизм. Но поскольку русские в стране — это большинство населения, то они должны иметь больше прав, чем другие народы. Эти, как мы их называем, «мягкие националисты» составляют 30% населения.

— Возможно ли выстроить на этом призыве предвыборную кампанию так, чтобы собрать голоса всех националистов?

— Думаю, это нереально. Да, люди перестали верить в миф советских времен о том, что мы многонациональная страна. Русских в стране 80% населения. Но «мягкие националисты» категорически против любых экстремистских действий и решений. Они хотели бы неких законодательных норм, дающих русским чуть больше прав, но так, чтобы не ущемлялись права нацменьшинств. При этом наши опросы показали, что уровень поддержки идеи «Россия для русских» заметно выше поддержки политиков, выступающих под этим лозунгом. Голосовать за деятеля националистического толка готовы лишь 5%, среди молодежи — 9%. А более 70% говорят, что не поддерживают действий скинхедов.

— А сколько в стране интернационалистов?

— Их 48%. Для них Россия — многонациональная страна, общий дом, где все народы должны иметь равные права.

— Есть ли те, кто считают все народы равноправными, но русскому отводят роль «старшего брата»?

— Мне довелось ознакомиться с результатами исследования, в котором одним из раздражающих факторов называлось то, что национальные меньшинства не воспринимают русских как «старшего брата». Терпимо воспринимается, когда представитель меньшинства ведет себя на равных. Но если, условно, татарин начинает поучать русского или погонять им, то есть ведет себя как «старший брат», — это фактор раздражения.

— Почему фактором раздражения стали иммигранты? Порой кажется, что раздражение вызывают все приезжие.

— Такое раздражение есть только в Москве. Мы проводили опрос перед выборами в Мосгордуму, и «проблема приезжих» оказалась главной. Так считают 38% москвичей. Правительство Москвы, выстраивая социальную инфраструктуру города, исходя из официальных данных о населении — 10 млн. человек. Но сами же власти признают, что реально в городе проживает 15 млн. Отсюда и раздражение, которое не имеет отношения к «понаехали и позанимали рабочие места» и другим подобным тезисам. В основе опасений лежит, прежде всего, культурный фактор.

— Боязнь чужого?

— Да. Они не нашей культуры — они закрыты, живут своей жизнью, чаще всего — замкнутой общиной, они представляют собой тайну, а за этой тайной, может быть, скрываются злые умыслы. Вот логика возникающего раздражения.

— Кто вызывает наибольшее раздражение?

— На первом месте, как нетрудно догадаться, кавказцы, раздражающие 27—30% опрошенных. Половина (15%) приходится на чеченцев, другая — на всех остальных: грузин, армян и т. д. На втором месте китайцы и вьетнамцы. Причем в Сибири и на Дальнем Востоке пресловутая «желтая угроза» вызывает меньше опасений, чем в Центральной России. На третьем месте выходцы из центральноазиатских стран. А меньше всего россиян раздражают украинцы, белорусы, молдаване.

— Раздражение растет или идет на убыль?

— С 1998 года националистов стало больше на 15%. «Жесткие» прибавили всего 3—4%, но в последние два года «мягкие националисты» стали принимать более четкую позицию — одни из них уходят в «жесткие», другие — в интернационалисты.

— Что могут противопоставить этой тенденции интернационалисты? Свою страшилку «Фашизм не пройдет»?

— Опросы по «фашизму» дали парадоксальный результат. Более 70% населения уверены, что в России существует «угроза фашизма». Но бороться с фашизмом готово меньшинство. Петицию подписать еще можно, а на митинг выйти — нет, есть дела поважнее. Поэтому эффективной политтехнологии на антифашизме не выстроить. 10% — максимум, который она способна принести.

— Но ведь рост националистических настроений — довольно тревожная тенденция?

— Как и люмпенизация иммигрантов. Пока можно не опасаться повторения парижских событий. Как определил Всемирный банк, в России такая плохая система соцзащиты, что иммигранты настроены на работу, а не на то, чтобы жить на пособия. Но если ничего не делать, то когда вырастет второе, третье поколение, оно уже не будет считать себя иммигрантами. И если общество их не принимает, то начинается моральный кризис, который очень быстро приводит к экстремистским действиям и вообще к противоправному поведению.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать