Кто он, Си Цзиньпин?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121030/4196-8-1_0.jpg)
В предстоящие недели аналитики всего мира будут делать прогнозы по поводу предполагаемого нового руководителя Китая. Это будет непростая задача. Трудно понять, что на самом деле думает политик. Даже в такой стране, как Соединенные Штаты, которая любит обстреливать свой электорат бесконечным шквалом избирательной рекламы — и там, если с политика соскоблить наружный слой полировки, убрать из его стандартных речей слои показухи, выключить микрофон и попытаться добраться до сути, будет исключительно сложно выяснить, что этот политик думает и чувствует. Конечно, люди могут утверждать, что хорошо знают кандидата Х или кандидата Y (это его бывшие школьные друзья, работодатели, товарищи по веселым пирушкам, которые любят поразглагольствовать с важным видом). Однако в конечном итоге довольно сложно понять, что находится в глубине души и ума у того или иного человека.
А теперь умножьте это на сто или на тысячу.
Теперь вы, наверное, подобрались к началу того, что мы реально знаем о следующем поколении китайских руководителей. На самом деле, если не считать Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, трудно с абсолютной уверенностью говорить о том, кому передаст бразды правления предстоящий 18-й партийный съезд.
Безусловно, этим вряд ли кого-нибудь удивишь, ведь порой создается впечатление, что непроницаемость и непрозрачность являются составляющей чертой ДНК Китайской коммунистической партии. Давайте вспомним, что всего месяц назад весь мир отгадывал загадку «Куда скрылся Си Цзиньпин», поскольку наиболее вероятный преемник отменил целую серию встреч, в том числе с госсекретарем Хиллари Клинтон, и исчез из поля зрения мировой общественности. Следует ли в такой обстановке удивляться тому, что нам немногое известно о его политических наклонностях?
Но даже если такое знание появится, многим наблюдающим за Китаем аналитикам трудно избавиться от чувства бессилия и откровенного изнеможения, возникающего всякий раз, когда их просят (а их просят часто) ответить на вопрос: «Кто он, Си Цзиньпин?»
И что в таких случаях делаем мы, наблюдающие за Китаем? Во-первых, мы пытаемся делать выводы, основываясь на том, что происходило с этим руководителем в прошлом. В этом определенно есть свои преимущества. Это не только дает возможность понять, как люди, подобные Си Цзиньпину, будут реагировать в той или иной ситуации. Это помогает нам начать создавать карту возможных связей с приверженцами и фракционных альянсов. В Китае важно не только то, кого ты знаешь, но и как ты их знаешь.
Например, многие считают, что поскольку Си Цзиньпин был секретарем в канцелярии Центрального военного совета у министра обороны Гэн Бяо, у него более тесные связи с Народно-освободительной армией Китая, чем у его предшественника Ху Цзиньтао. Это может оказаться важным обстоятельством по множеству причин, так как взаимоотношения высшего руководителя с НОАК могут в конечном итоге предопределить, в какой мере он может положиться на армию при реализации своих политических инициатив, а также в какой степени военные будут влиять на лидера и на его администрацию. Но, конечно же, прошлое не может быть зеркалом, указывающим на будущее.
Есть еще одно часто повторяющееся высказывание о том, что Си Цзиньпин ведет себя в манере, более подобающей государственному деятелю, чем его предшественник Ху Цзиньтао. Например, будущего лидера гораздо чаще характеризуют такими словами, как «уверенный», «убежденный», «обладающий стратегическим мышлением». Но о чем это говорит нам? Это может означать, что с председателем Си будет сложнее работать, по крайней мере, американцам, так как у нового китайского руководителя может возникнуть ощущение, что США следует с большим почтением относиться к Китаю и к его коренным интересам. С другой стороны, не исключено, что взаимодействовать с ним будет легче, потому что ему хватит уверенности в себе, чтобы пойти на смелые меры во внешней политике, а также на политические и экономические реформы.
Следовательно, вместо того, чтобы просто теоретизировать и строить предположения о том, что сделает, а чего не сделает администрация Си Цзиньпина и что отличающиеся черты характера нового руководителя могут означать в плане будущих политических изменений, лучше занять выжидательную позицию и посмотреть, что будет. В конце концов, важно понять, что передача власти в Китае — процесс длительный.
Далее, предстоящий 18-й партийный съезд — это лишь часть общего перехода. На всем протяжении данного процесса внутри и между чиновничьими аппаратами, а также провинциями будут производиться кадровые перестановки, в результате чего многие государственные и партийные руководители сменят свои должности. И хотя все равно важно понимать, кто стоит во главе всей этой сложной иерархии, не менее важно знать то, что в Китае решения по-прежнему принимаются руководством коллективно. Следовательно, крайне важно будет понять состав и взаимоотношения людей в Постоянном комитете — когда придет время.
Хотя давайте честно признаемся: пройдет года полтора-два, прежде чем Си Цзиньпин сможет начать укреплять свои позиции и накопит достаточно политического капитала, чтобы приступить к решению многочисленных задач, стоящих перед Китаем.
Си предстоит очень серьезная работа. Он унаследует экономику с замедляющимися темпами роста, что создаст новые и более опасные социальные нагрузки, не говоря уже о политических вызовах. Отношения КНР с соседями чрезвычайно напряжены; неравномерный рост и развитие в китайских провинциях вызывают волнения среди значительной части населения страны; налицо признаки того, что политическая и бюрократическая система Китая становится все более косной и склеротичной.
Посмотрев на список стоящих перед Китаем проблем, понимаешь, что самыми важными качествами для Си должны стать упорство, способность решать широкий круг задач одновременно, а также по-настоящему хорошее чувство юмора.
Есть у Си такие качества или нет — об этом мы с вами можем только гадать.
The Diplomat, Япония
Грир МЕЙСЕЛС — заместитель директора Центра национальных интересов и научный сотрудник этого центра, специализирующийся по вопросам Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Выпуск газеты №:
№196, (2012)Section
Мировые дискуссии