Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Малийский раскол

Туареги провозгласили независимость северной части Мали
10 апреля, 12:26
ФОТО С САЙТА NG.RU

Боевики Национального движения за освобождение Азавада (НДОА) провозгласили независимость региона Азавад — исторической родины туарегских племен, сообщает «Франс Пресс». «Мы официально провозглашаем независимость Азавада с сегодняшнего дня», — цитирует агентство Муссу Аг Аттахера. По словам Аттахера, новое государство признает существующие границы соседних государств. «Мы только что завершили очень важное сражение за освобождение...» — добавил представитель НДОА.

Аттахер также осудил нападение на персонал консульства Алжира в малийском городе Гао, в результате которого семь сотрудников дипломатического представительства, в том числе консул Алжира, были вывезены в неизвестном направлении. Ранее сообщалось, что вооруженные исламисты в четверг захватили алжирское консульство в городе Гао, спустили со здания государственный флаг Алжира и подняли знамя салафитов (наиболее консервативного течения в исламе). 31 марта в Гао вошли мятежные племена туарегов и немногочисленный отряд исламистской группировки «Ансар ад-Дин» («Защитники веры»). Тем временем пресс-секретарь Национального движения за освобождение Азавада Хама Аг Сид Ахмед уверяет, что НДОА никак не связано с «Ансар ад-Дин». После военного переворота в Мали 22 марта на севере страны активизировались восставшие племена туарегов, которые с обретения страной независимости в 1960 году так и не были интегрированы в национальное сообщество. Сейчас туареги контролируют крупные города Тимбукту, Гао и Кидаль, расположенные на севере страны, в регионе Азавад — исторической родине туарегских племен.

Лидер пришедшей к власти в Мали военной хунты, капитан Амаду Саного 30 марта заявил, что ситуация на охваченном восстанием туарегов севере страны критическая, и призвал иностранные государства оказать его стране военную помощь.

Еще во время гражданской войны в Ливии многие эксперты выражали опасения, что конфликт на севере Африки обязательно негативно отзовется в центральной части континента. Так и произошло. В Мали восставшие туареги отвоевали у правительственных войск больше половины территории и готовятся провозгласить новое государство. Интересно, что этот народ пустыни никогда не признавал как колониальных границ, так и границ независимых государств. Туареги, народ группы берберов (самоназвание — имощаг, имошаг), живут, кроме Мали, также в Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Их численность составляет примерно 5,5 млн. человек.

В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути. Для торговли туареги используют свои племенные сети, обладающие сложной иерархической структурой. Они стали прообразом для народа фрименов в эпической серии американского писателя-фантаста Фрэнка Герберта «Дюна».

Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу. Хотя туареги — мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица и пользуются уважением в обществе, в нем не получает распространения политический ислам. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма. Оно передается от матери к дочери. Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то, чтобы писать записки и делать надписи на горшках.

Туареги пользовались покровительством Муамара Каддафи. Спустя два года после прихода к власти ливийский капитан-полковник создал из туарегов своего рода иностранный легион, который подчинялся ему лично. Это подразделение воинов-торговцев Каддафи направлял воевать в другие государства: Мали, Ливан, Чад. Кроме того, тогдашний ливийский лидер был защитником и гарантом торговых привилегий для туарегов в других странах, прежде всего Мали и Нигере. Нет ничего удивительного, что туареги выступили на защиту Каддафи. Однако часть воевала и за повстанцев в Западных Горах, где живут родственные туарегам берберы.

Неудивительно, что вооруженные довольно современным оружием, полученным в Ливии, имея хорошо подготовленный как рядовой, так и офицерский состав, туареги легко разгромили малийскую армию. И дело не в устаревшем вооружении последней, а в ее крайне низком боевом духе.

Дойдя до границ своих этнических территорий на севере Мали, туареги-сепаратисты дальше не двинулись. Как заявил агентству РИА Новости пресс-секретарь Национального движения за освобождение Азавада (НДОА) Сид Ахмед, «мы не претендуем на Бамако (столица Мали. — Авт.). Наша цель — это исключительно территория Азавада. Мы останемся в наших границах, продолжим контролировать регионы Кидаль, Гао и Тимбукту». Отметим, что Азавад (Земля свободных туарегов) — традиционное название одного из регионов проживания туарегов, условные границы которого распространяются на северо-восточную часть Мали, юго-восток Алжира, запад Нигера, север Буркина-Фасо и запад Ливии. Как видим, речь идет о создании государства на территории как минимум пяти существующих.

Под властью повстанцев оказалась огромная территория (равная двум Германиям). Власть в этом пространстве будут делить несколько группировок: наиболее крупные из них — уже упомянутое НДОА, исламистская «Ансар ад-Дин» (Защитники веры), которую возглавляет шейх Ийяд аг-Гали, и самая непримиримая — «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ). Есть опасения, что уже скоро в районах, где установится власть «Ансар ад-Дин» и АКИМ, могут появиться лагеря подготовки исламских террористов. Однако это не означает, что отсутствуют противоречия между группировками туарегов.

В своем интервью РИА Новости Сид Ахмед отметил, что «восставшие в Мали туареги располагают незначительными средствами и опасаются господства в регионе Сахель (тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между Северной Сахарой и южными, более плодородными землями. — Авт.) террористов «Аль-Каиды в странах исламского Магриба», которые хорошо оснащены за счет выкупов за похищенных и благодаря поддержке наркобаронов».

По словам пресс-секретаря, НДОА было создано 15 ноября прошлого года и состоит из дезертировавших из армии туарегов, сторонников давнего борца с властями Ибрагима Баханги из молодой туарегской элиты, говорящей на французском, английском и арабском языках. Кроме того, в их рядах есть боевики, действовавшие в Мали в 1990-х годах, а затем перебравшиеся в Ливию и вынужденные покинуть страну в 2011 году во время гражданской войны. Он утверждает, что НДОА никак не связано с исламистской группировкой «Ансар ад-Дин», в которую входит несколько десятков туарегов: «Мы пока не знаем настоящих целей этой группировки. Мы опасаемся, что она может стать мостиком для террористических групп «Аль-Каиды в странах исламского Магриба», если мы в течение нескольких недель не вернем контроль над поддерживающими их (туарегами)... Группы «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» очень хорошо оснащены, у них огромные средства... Сегодня пожар может перекинуться на весь регион, и террористы могут воспользоваться ситуацией, если международное сообщество не поддержит решение признать территорию Азавада».

Хотелось бы отметить, что обострение ситуации в Мали, а, возможно, и в соседних странах, вполне возможно связаны с открытием в этой части пустыни значительных залежей нефти. Кроме того, Мали, в том числе и ее северная часть, весьма богато полезными ископаемыми. Из них пока ведется добычи золота и железной руды. Местная элита почувствовала вкус владения ими и, соответственно, получения достаточно большой прибыли.

Желание международных террористов получить наряду с Йеменом и Сомали еще одну базу для подготовки боевиков совпадает с сепаратистскими устремлениями вождей туарегов. Тем не менее последние совсем не горят желанием попадать в зависимость от лидеров международного террора, так как это неизбежно повлечет ответные действия со стороны США и европейских стран. Да и вообще, практика сотрудничества с террористами чаще всего приводит к таким проблемам, что их сложно разрешить. Примером может служит Пакистан. Его военное руководство в определенной мере поощряло исламистские организации, а также афганских талибов как инструмент борьбы с Индией и СССР в период афганской, а потом чеченской войн. Теперь же в Исламабаде не знают, как с террористическими организациями совладать. Взрывы в пакистанских городах гремят, как только власть хоть как-то пытается взять террористов под контроль.

А теперь представим малонаселенную пустыню, которую даже чисто физически достаточно тяжело контролировать. Поэтому как соседние страны, так и западные, в первую очередь Франция, пока только требуют от военных властей Мали восстановления конституционного порядка. Наверное, ждут развития событий и прояснения обстановки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать