«Не нужно двусмысленностей»
Какой должна быть стратегия относительно Украины и ЕС?Расширение Европейского Союза, а также последние заявления некоторых брюссельских чиновников об отсутствии перспективы членства Украины в ЕС, поставили перед Киевом немало новых вопросов. Главный из них — какими должны быть дальнейшие отношения Украины и Евросоюза? В упрощенном виде ответ на него сводится к двум вариантам. Первый — нас там не ждут, поэтому лучше пойдем в ЕЭП. Второй — нужно стучаться в брюссельские двери, и нам рано или поздно их откроют. Любой вариант требует от Украины определения четкой внешнеполитической стратегии. Об этом, в частности, говорилось во время конференции «Украина и Европейский Союз: взаимные интересы», организованной Институтом евроатлантической интеграции и Представительством Фонда Конрада Аденауэра в Киеве.
Следует особенно обратить внимание на то, что ни один из послов, представлявших страны ЕС, равно как и дипломат из Представительства Еврокомиссии, не решился подтвердить заявления Проди или Ферхойгена. Наоборот, большинство из них отмечали, что ЕС понадобилось пятьдесят лет, чтобы достичь нынешнего уровня единства и процветания. Поэтому последнее расширение отнюдь не следует считать финишем, скорее — небольшим перерывом. Посол Германии в Украине Дитмар Штюдеманн отдельное внимание уделил «вербальным сигналам» Брюсселя (заявлениям о бесперспективности украинской евроинтеграции). Он, в частности, объяснил, что ЕС сейчас в очень «сложной ситуации». «Нас в Евросоюзе теперь не 15, а 25, и новые страны связывают большие надежды с обретенным членством», — заметил дипломат. При этом он подчеркнул, что подобная ситуация не означает отсутствия четкой политики ЕС в отношении Украины. Он заявил, что инициированная Брюсселем политика соседства — «инструмент, который сблизит Украину с ЕС». «Если вы хотите более фундаментальных заявлений, то посмотрите Римский договор, где прочитаете, что двери в Евросоюз не закрыты», — подчеркнул Штюдеманн. «Я готов признать, что ЕС, возможно, недостаточно сделал, но и Украина имеет определенные недостатки. Поэтому давайте не будем друг друга обвинять», — сказал немецкий дипломат. К «двусмысленностям» со стороны Киева посол причислил ратифицированное соглашение о ЕЭП. «Если вы хотите идти в Евросоюз, то не нужно давать неоднозначные сигналы», — отметил он. Прогнозы о том, какими будут отношения между Украиной и ЕС в ближайшей и отдаленной перспективе, высказал «Дню» один из участников конференции доктор исторических наук, заведующий отделом этнополитологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины Александр МАЙБОРОДА.
— Перспективу нашего сотрудничества можно рассматривать только в контексте двусторонних отношений. Все будет зависеть в этом случае в меньшей степени от Украины, а в большей — от ЕС, поскольку двустороннее партнерство не предусматривает обязательного выполнения Копенгагенских критериев, вступления в ВТО, статуса страны с рыночной экономикой и так далее. Здесь речь будет идти о взаимной выгоде. Ясно, что сотрудничество с ЕС больше выгодно Украине, чем Евросоюзу. Для нас эти отношения будут иметь преимущественно экономический характер, для ЕС — стратегический. И это может быть главным сигналом для Украины. Если Евросоюз пойдет в своих отношениях на углубление сотрудничества с Киевом, то это будет означать, что Брюссель хочет видеть Украину развитой страной, а потому своими контактами и поддержкой будет помогать нам. Если же со стороны ЕС не будет желания развивать двусторонние отношения, то это будет другой сигнал — стратегическая бесперспективность. Что касается стратегии, то она зависит в большей мере от самой Украины. Я в целом согласен с теми, кто говорит, что для нас главное не вступление в ЕС, а жизнь по европейским стандартам. Ведь есть примеры Швейцарии, Норвегии... Нужно также иметь в виду, что для членства в ЕС необходимо быть производителем большого количества конкурентоспособных товаров. Для этого Украине нужны, во-первых, крупные инвестиции, а во-вторых, новые технологии. Что касается инвестиций, то существует два источника — возвращение вывезенных средств и привлечение инвесторов. О привлечении средств инвестора я говорил выше — в этом как раз и будет отражаться политика ЕС. Другой вопрос — технологии: здесь должно быть абсолютно понятно, что ни одно единое экономическое пространство нам не поможет! Россия сама имеет в общем слаборазвитую технологическую базу. Основные технологии, конечно, на Западе. Здесь все зависит от нас — создадим ли мы благоприятный климат? Стратегия отношений изменится, исходя из ситуации. Изменилась ситуация — изменится и стратегия. Понятно, что теперь речь пойдет не о подготовке к членству, а о поэтапном развитии, поэтапной подготовке. Хотя в общем-то для вступления в ЕС особой стратегии и не нужно. Это вопрос, в первую очередь, внутреннего развития — выполнит Украина необходимые условия или нет.
Выпуск газеты №:
№84, (2004)Section
Мировые дискуссии