Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Недолгий век популистов

Центральная Европа на пороге выборов
14 ноября, 19:55
ФОТО РЕЙТЕР

Привидение часто посещает новых членов Европейского Союза в Центральной Европе — привидение популистского национализма. Партия «Право и справедливость» только что победила на парламентских и президентских выборах в Польше, в то время как популистские и националистические политические силы могут одержать верх на выборах в Венгрии, Чешской Республике и Словакии в следующем году.

В течение 15 лет Центральная Европа была образцовым студентом демократизации. Теперь, по словам бывшего чешского президента Вацлава Гавела, регион может попасть в ловушку «удушающей атмосферы». Даже преемник самого Гавела Вацлав Клаус сетует на разнообразие культур и закат традиционного европейского государства-нации. Что же произошло?

Как это ни парадоксально, ЕС, который считается гарантией стабильности и прогресса, сам является частью проблемы. Привлеченные обещанием членства страны, вступившие в ЕС в прошлом году, испытали 15 лет социальных, экономических, юридических и политических изменений, масштабы которых были беспрецедентными в современной европейской истории. Государственные учреждения были быстро модернизированы, была принята политическая демократия и создана стандартная рыночная экономика. Но простые люди подверглись огромному давлению, чтобы быстро и временами мучительно приспособиться к новым условиям.

Пока членство в ЕС оставалось всего лишь целью, оно оказывало дисциплинирующее воздействие на политические элиты региона. Фактически обещание членства в ЕС теперь кажется гораздо более эффективным средством продвижения реформ, чем само членство: Стремление в отличие от членства предоставило ЕС намного больше политического влияния.

Безусловно, Польша, Чешская Республика, Венгрия и Словакия справедливо рассматривали вступление в ЕС как акт политической эмансипации и начали свое самоутверждение как политически равноправные партнеры. В то же время все политические партии, которые привели их страны в ЕС, подверглись давлению, потому что они ассоциировались с проведением болезненных реформ.

Это очистило путь для политических деятелей с простой идеей: нашим странам надоела западная опека и «затягивание пояса»; пришло время вернуться к нашим национальным ценностям и интересам. Некоторые еще перед вступлением в ЕС предупреждали о том, что их нации могут потерять свои национальные особенности. Как выразился президент Клаус, Чешская Республика может «раствориться в ЕС как кусочек сахара в чашке кофе».

Томаш Масарик, первый президент Чехословакии после ее учреждения в 1918 г., говорил, что его страна была государством с демократической формой правления, но «пока без демократов». Гавел делает подобные выводы, когда он предупреждает о возникающих угрозах национализма и популизма в регионе.

По его мнению, лежащие в основе «старые» модели политического поведения (некоторые из которых являются наследием эры, предшествовавшей коммунизму) были временно отброшены на задний план волной прозападного гражданского либерализма, которая последовала за крахом коммунизма в регионе. Теперь старые модели политического поведения возвращаются на передний план.

Есть также доказательства, что Гавел прав в своих утверждениях о том, что возрождение этих моделей представляет собой всего лишь «похмелье» после 15 лет продолжительных — и часто травмирующих — реформ. В отличие от периода перед Второй мировой войной, когда попытки демократизации были подорваны подъемом авторитаризма в Германии, страны региона в настоящее время полностью интегрированы в сеть очень устойчивых западных демократических государств. Попытки политических партий укрепиться на почве национализма, ксенофобии и популизма вскоре столкнутся с ограничениями, установленными ЕС и другими международными организациями.

Например, обещания «Права и справедливости» вновь ввести смертную казнь и вернуть Польшу к ее консервативным христианским истокам нарушают нормы ЕС и Совета Европы. Можно с полной уверенностью предсказать, что польской «Четвертой Республике», которую хотела бы построить эта партия, придется смириться с ограниченным местом для «христианского фундаментализма» в Европе.

То же самое относится и к национализму Клауса: он может нравиться народной прослойке чешского провинциализма, но даже если консервативная Гражданская демократическая партия, которую основал Клаус, победит на парламентских выборах в следующем году, членство в ЕС умерит националистические амбиции. Левые популисты в Словакии, представленные партией Роберта Фико «Смер», которая набрала наибольшее количество голосов в опросах общественного мнения перед предстоящими в следующем году выборами, скорее всего, придут к такому же итогу.

Партия Виктора Орбана «Фидеш», которая может победить на выборах в Венгрии весной следующего года, приводит особенно поучительный пример. В середине 1990 гг. перед тем, как стать правящей партией, она открыто потворствовала националистическим и популистским настроениям, чтобы получить наибольшее количество голосов. Но к тому времени, когда в 2002 г. ее правительство сменила нынешняя администрация под руководством социалистов, позиция «Фидеш» стала вполне проевропейской.

Другими словами, в то время как популистские и националистические силы вполне могут извлечь дальнейшую выгоду в следующем году — даже с помощью объединения, как это сделала «Право и справедливость», с крайне правыми партиями с целью завоевать поддержку своей политике — Центральная Европа вряд ли вернется к жестокому национализму, из-за которого когда-то о ней шла дурная слава. Гавел прав в том, что регион скоро протрезвеет от своего политического похмелья. Но, как и после настоящего похмелья, на него не очень приятно будет смотреть.

Иржи ПЕГЕ был главным политическим советником бывшего президента Чехии Вацлава Гавела, в настоящее время является политическим аналитиком и директором Нью-йоркского университета в Праге.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать