«Неэмоциональные» аргументы Райхеля
Эксперт: Поддерживая Nord stream 2, Германия грубо игнорирует энергетическое законодательство ЕС
На днях состоялась довольно интересная публичная дискуссия под названием «Как Украине сотрудничать с Германией при новой-старой коалиции», которую организовал Центр «Новая Европа» в украинском кризисном центре. Это объяснялось прежде всего тем, что германскому послу в Украине Эрнсту Райхелю пришлось оправдываться, объясняя позицию Берлина относительно поддержки федеральным правительством строительства Nord stream 2. Напомним, что «День» уже писал на эту тему, давая анализ иностранных экспертов, касательно угрозы безопасности стран Центральной и Восточной Европы, а также Украины в случае строительства этого проекта — «Ловушка для Европы. Почему Германия настаивает на строительстве Nord Stream 2, невзирая на сопротивление восточноевропейских стран и возможные санкции США?»
По словам посла стало понятно, что ему не нравится эмоциональная аргументация осуждения Берлина за поддержку проекта, который несет угрозу национальной безопасности Украины и представляет угрозу для интересов стран Центрально-Восточной Европы и Балтии, которые тоже выступают против Nord stream 2. В частности, подчеркнул дипломат, его беспокоит рост тенденции видеть отношения между странами через призму друга или врага».
Немецкого посла также тревожит выражение «шредеризация», которое используется в Украине в оценках политики Германии. «Шредер — это политик прошлого, который не представляет будущего, и восприятие его как агента гибридной войны России — такое представление Германии не «выиграет» сердца тех людей, которые сомневаются в Германии», — подчеркнул он.
«Меркель пытается организовать дискуссии, чтобы Украина не утратила статус страны-транзитера»
Политика начинается исходя из фактов, отметил господин Райхель, которые заключаются в следующем: во-первых, это не проект немецкого правительства, а России при поддержке пяти европейских компаний, две из которых являются немецкими.
Во-вторых, отметил посол, немецким законодательством не предусмотрена возможность запрета данного проекта; если «Газпром» пойдет в немецкий суд, то выиграет иск.
В-третьих, добавил он, Меркель пытается организовать дискуссии, чтобы Украина не утратила статус страны-транзитера.
В то же время Райхель отметил важность заключения контрактов с Россией, которые, по его мнению, российская сторона будет юридически обязана выполнять. «Если нет такого контракта, то как Украина может стать транзитной страной», — подчеркнул он.
Довольно странная логика получается. Россия в последнее годы нарушила множество международных договоров, Большой Договор с Украиной, Будапештский меморандум, Хельсинкский заключительный акт, в том числе и контракт, который «Газпром» подписал с «Нафтогазом», а у посла Германии теплится вера, что Россия будет выполнять подписанные контракты. Разве немцы забыли известную всему миру фразу канцлера Отто фон Бисмарка, что любой договор, подписанный с Россией, не стоит даже бумаги, на которой он был подписан».
Господин Райхель несколько раз подчеркнул, что Германия является другом Украины, крупнейшим донором в Европе, предоставив почти 1,5 млрд евро помощи, и Меркель потратила много времени и усилий на поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины.
Правда, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар заметил, что после введения в действие Nord stream 2 Украина ежегодно будет терять 2 млрд долларов.
«В отношениях Украины и Германии на первый план вышла тема, которая разъединяет: Nord stream 2»
Между тем директор Центра «Новая Европа» Алена Гетьманчук отметила, что в отношениях Украины и Германии на первый план вышла тема, которая разъединяет: Nord stream 2. По ее мнению, это требует новых усилий и подходов в отношениях между странами. «В Германии говорят, что они видят этот газопровод в качестве рычага влияния на Россию, а мы наоборот — как рычаг воздействия на Германию и Европейский Союз.
«День» обратился к немецкому и украинскому экспертам с просьбой объяснить, почему происходит такое недоразумение между сторонами относительно проекта Nord stream 2 и действительно ли немецкое правительство не имеет рычагов, чтобы запретить этот проект.
«Берлин поддерживает газопровод, потому что это хорошо для бизнеса, некоторые даже надеются, что это может улучшить отношения с Россией»
Штефан МАЙСТЕР, Немецкое общества внешней политики (DGAP):
Это объясняется тем, что немецкая сторона толком не коммуницировала в прошлом, и у немецкого правительства не было вообще стратегии коммуникации за исключением того, что это сугубо экономический проект.
А теперь, поскольку Вашингтон начал оказывать давление на Берлин из-за этого газопровода, немецкая публичная дипломатия начинает посылать определенные новые сигналы, не меняя немецкий подход. Берлин поддерживает газопровод, потому что это хорошо для бизнеса, некоторые даже надеются, что это может улучшить отношения с Россией.
— Почему Германия не учитывает позиции стран Центральной и Восточной Европы, которые серьезно выступают против этого проекта?
— Потому что в Германии их рассматривают прежде всего как таких, кто паникует и переоценивает влияние зависимости ЕС от России.
— Действительно ли немецкое правительство не может повлиять на немецкие компании, чтобы они отказались от участия в строительстве Nord stream 2?
— Нет, без немецкой политической поддержки невозможна реализация Nord stream 2. Что касается развития будущих отношений между двумя странами, то нужен открытый и честный диалог касательно этого проекта; украинская элита, как и немецкая также, преследует или отстаивает свои интересы. Но я не думаю, что это замешательство скоро исчезнет, если немецкая элита не будет по-настоящему транспарентной в своих аргументациях.
«Проект наглядно противоречит принципу диверсификации, закрепленному в документах Энергетического Союза ЕС»
Михаил ГОНЧАР, президент Центра «Стратегия ХХI»:
— В Германии, в официальных кругах, почему-то считается, что их оценка Nord stream 2 как бизнес-проекта является единственно верной и непогрешимой. В этом немецкий официоз совсем не оригинален. Именно так говорят и в России. То есть, немецкие тезисы являются ретрансляцией российских. Чего не хватает немецкому подходу, так это комплексности в оценке проекта. Должны оцениваться не только бизнес-преимущества, но и критерии соответствия безопасности поставок, диверсификации источников, маршрутов и поставщиков, возможные альтернативы, сохранение единства ЕС и энергетической солидарности, вероятность использования инфраструктуры для непрофильной деятельности, что особенно важно в условиях усиления угроз гибридного характера, основным источником которых в Европе является Россия.
Проект наглядно противоречит принципу диверсификации, закрепленному в документах Энергетического Союза ЕС и который истолковывается триедино как внесение разнообразия источников, путей и поставщиков. Ничего подобного и близко нет в случае «Северного потока», как существующего, так и его возможного аналога.
Итак, Германия грубо игнорирует энергетическое законодательство ЕС, возвышается над десятком стран-членов в Центральной и Восточной Европы, которые еще в 2016 году заявили о своем несогласии с предлагаемым РФ проектом. Все это создает мощный раскол в ЕС, который на руку только Москве. Диалог Берлина с Киевом относительно «Северного потока-2» имеет бутафорский характер. За ним не стоит ничего, кроме пустых консультаций. Недаром не называются никакие цифры, когда речь заходит о гарантиях сохранения транзита через ГТС Украины в случае построения и запуска в эксплуатацию трансбалтийского газопровода. Поэтому для Украины и Польши важно коммуницировать с Вашингтоном, Лондоном и Стокгольмом для противодействия этому проекту. Только угроза мощных американских санкций может остановить его. И, кажется, США готовы к жестким мерам, хотя действуют медленно и неуклюже.
Section
Мировые дискуссии