Перейти к основному содержанию

Нерешенные проблемы Европы

В то время, как Франция депортировала ромов в Румынию, Германия остается наиболее привлекательной для мигрантов. В стране проживает 9,8 млн мигрантов. О чем это может свидетельствовать?
19 ноября, 10:21
ЧАСТО ПРИЧИНОЙ ПРОТЕСТОВ И ДЕМОНСТРАЦИЙ В ГЕРМАНИИ СТАНОВИТСЯ ПЛОХОЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ЭМИГРАНТОВ И ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ТЕРРОРИЗМ. НА ФОТО: ПАЛАТКИ, КОТОРЫЕ УЧАСТНИКИ АКЦИИ «ЗАХВАТИ ФРАНКФУРТ» (НАЗВАННОЙ ПО АНАЛОГИИ С АМЕРИКАНСКИМ ДВИЖЕНИЕМ «ЗАХВАТИ УОЛЛ-СТРИТ») ПОСТАВИЛИ ВОЗЛЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА / ФОТО РЕЙТЕР

Статистика свидетельствует: количество беженцев в мире в прошлом году увеличилось примерно на 800 тысяч человек. В 2013 году большой группой мигрантов стали выходцы из стран Азии, из которых ориентировочно 19 млн. проживает в Европе. Это побудило к более жесткому контролю со стороны эмигрантских служб. «Нежелательных гостей», которые приезжают в Европу своим ходом, в лучшем случае селят в так называемые «гетто», в худшем — отправляют обратно. Германия сейчас — одна из самых привлекательных стран для мигрантов. Согласно данным ООН, здесь проживает наибольшее число мигрантов в Европе — 9,8 миллиона человек, в основном из стран Африки и Азии.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ?

Проблема польских и украинских мигрантов в Германии стоит не так остро, как проблема выходцев из Азии или Африки. Это преимущественно люди трудоспособного возраста, женщины и дети. Одна из главных причин, которые вынуждают людей выезжать из своих стран, — социально-экономическая нестабильность и постоянные войны. Европейцы переживают потому, что вместе с мигрантами к ним придут те же нестабильность и кризис. Мигранты ищут место, где они смогут себя почувствовать более-менее в безопасности, европейцы же уверены, что мигранты едут в Германию только за социальными пакетами для безработных. Собственно об этом в Германии существует даже анекдот: «Приехал турист в Германию, ходит по улицам и радуется тому, что там так красиво и убрано. Ему очень понравилась страна, и он решил поблагодарить за это немцев. Подходит к одному, начинает благодарить, а тот отвечает: «Я не немец, я — араб». Тот пожал плечами и пошел дальше, подходит к другому и снова начинает благодарить. Ему в ответ: «Я не немец, я — турок». Подходит к третьему, опять начинает благодарить, а тот отвечает: «Я не немец, я — азиат». «Так где же немцы?» — спрашивает турист. «Работают», — отвечают ему.

По мнению Войчеха Шиманского, радиокорреспондента, сейчас у поляков в Германии нет проблем. «Они работают на таких же работах, получают такие же деньги и такой же социальный пакет. За два последних года ситуация значительно улучшилась, я не могу сказать, что полякам жить плохо», — говорит он. Его поддерживает коллега, телевизионный корреспондент Марчин Антошевич. «Проблемы всегда будут. Так же, как сейчас в Польше, так и в Германии. Но это абсолютно другие проблемы. Посмотрите на нашу страну, какой она стала за эти несколько лет, — это огромный прогресс», — говорит он.

Украинцы, проживающих на территории Германии, имеют свое мнение. С одной стороны, они уверены в том, что подавляющее большинство людей, просто не может ассимилироваться, а поэтому они чувствуют себя здесь ненужными. Причем, такие же ощущения возникают у них и в Украине. Но Остап, переводчик из Гамбурга замечает: «Здесь сложно ассимилироваться через отношение самих немцев. Да, мы имеем работу, жилье, но все равно это ничего не меняет — мы здесь чужие».

НА МЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ

К азиатам и африканцам здесь отношение еще более резкое. Отторжение происходит в самом начале, когда люди пересекают границу. Правые требуют усиленного режима в стране, а левые и социалисты — соблюдение прав человека и одинакового пространства для деятельности, как людей с паспортами, так и без них, независимо от национальности и цвета кожи. Эти две части общества пока еще являются равноценными (один из самых популярных блоггеров Германии — Маркус Беккедаль (RE: member) отмечает: «Их аудитория в сети составляет где-то по 40000 просмотров в день»), и очень часто их недовольство выливается в митинги и демонстрации, которые вместе с другими социальными проблемами создают общественное протестное движение. Причем, традиция и преемственность в проведении мирных революций у немцев происходит еще с конца прошлого века.

Внутренняя политика Германии вызывает две абсолютно противоположных реакции: правые не довольны рычагами, которые уже есть в Германии, и требуют усиленного режима, остальные — в основном левые и социалисты — требуют соблюдения прав человека и одинакового пространства для деятельности как людей с паспортами, так и без, независимо от национальности и цвета кожи. Как у одних, так и у других очень часто недовольство выливается в митинги и демонстрации, которые вместе с остальными социальными проблемами создают протестное движение. Здесь стоит отметить, что молодежь в Германии социально активна, людям действительно небезразличны вопросы соблюдения прав человека, «зеленые» вопросы, экология и прочее. Кроме того, в Берлине, в частности, с конца прошлого столетия сложилась традиция к мирным революциям и мирным акциям.

«Протесты происходят почти ежедневно. На улицы выходят тысячи немцев. Но это преимущественно небольшие демонстрации в одну-две тысячи лиц. Больших митингов гораздо меньше», — рассказывает молодой немец Штефан. Только во время пребывания корреспондента «Дня» в стране (с 14 по 18 октября) я стала свидетелем двух акций. Первая — акция анархистов, которые протестировали против капиталистической неолиберальной политики Меркель, Обамы и Путина. Вторая — акция «левых» в поддержку выходцев из Африки и Средней Азии. Они скандировали слоганы времен падения Берлинской стены («Стена должна упасть!») и призывали к равным правам людей без паспортов.

Последний митинг возник по принципу флеш-моба. Объявление о демонстрации появилось в интернете за несколько часов до начала. Активисты узнали всю информацию из социальных сетей. Причина митинга — вопрос палаточного городка переселенцев из Афганистана, Ирака, африканских стран, который был организован в Кройсберге (районе Берлина). Приблизительно 50 лиц две недели тому назад пришли сюда пешком с требованиями обратить на них внимание и добиться от миграционного ведомства подтверждения права на пристанище. Рассмотрение просьб некоторых из них тянется уже несколько лет. Беженцы объявили голодовку. Акция продлилась на площади перед Бранденбургскими воротами. И только 18 октября активисты прекратили голодовку. Во время переговоров социал-демократы предложили поддержать беженцев, их такой сценарий устроил.

Но переговоры с социал-демократами вопрос мигрантов так сразу не решат. А потому каждый раз появляются новые прецеденты для обсуждения. В частности, следует уделить внимание прошедшим выборам. Из двух новосозданных партий одна может вполне выйти в правое русло и стать шестой политической партией правых взглядов.

Сейчас партию «Альтернатива для Германии» (4,7%) воспринимают по-разному: правые называют ее популистской, а левые — консервативной. По мнению политических экспертов от Federal Agency for Civic Education, она не набрала достаточное количество голосов по той причине, что не имела харизматичного лидера. Однако если партия за это время сможет поработать над собой, то имеет неплохие шансы на следующих выборах. С этим соглашается и социолог, руководитель проектов по анализу рынка, общественного мнения и социальных исследований Forsa, доктор Петер Матушек. По его словам, партия «Альтернатива» не возникла просто так. Это те люди, которые одно время откололись от других, уже существующих партий. Их аудитория — немцы, в частности мужчины, старше 50-ти, имеющие свой средний бизнес и хорошее образование. В целом партия пропагандирует идеи, альтернативные стратегии ЕС — возвращение национальной валюты марки и возобновление собственной независимой экономики. По их мнению, общая валюта с Европой только мешает развитию Германии и дестабилизирует экономику (подобные мысли в настоящий момент активно развиваются и во Франции).

КОГДА МОЛЧАТ МЕДИА, ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Громким делом было массовое убийство выходцев из арабских стран 13 лет тому назад. Тогда полиция сделала такой вывод — разборки между группами мигрантов, однако два года тому назад оказалось, что убийство совершили радикальные правые. Тогда, 13 лет тому назад, 9 сентября 2000 года, от восьми выстрелов из двух пистолетов умер владелец цветочного киоска в Нюрнберге, выходец из Турции Энвер Шимшек (плакат с лицом мужчины в Кройсберге до сих пор напоминает об этом). Когда его застрелили, ему было 38 лет. Через год, в апреле двумя выстрелами в голову застрелили 49-летнего Абдуррахима Эзюдору, в июне 2001 — 31-летнего Сюлеймана Ташкепрю в Гамбурге, а в августе 2001 предпринимателя из Мюнхена — Хабилов Килич. Все они имели небольшой бизнес, связанный в частности с продуктами питания. Такие убийства происходили еще в течение следующих лет. Дело начали рассматривать лишь в этом году, и скорее всего оно будет продолжено в следующем, 2014 году.

«Я не могу сказать, что подобные убийства и насилие — массовые явления, нет, но примеры есть. У нас очень часто замалчиваются подобные дела, потому что об этом не принято говорить», — рассказывает Штефан. И это невзирая на то, что политически «социальная рана» еще не зажила, а в средней школе дети изучают дневники Анны Франк.

Один из наиболее популярных блогеров Германии Маркус Беккедал (RE:member) говорит о равнозначном влиянии на немецкую аудиторию как левых, так и правых. «Их аудитория составляет где-то по 40 тысяч просмотров в день. Причем среди левых наиболее активным является феминистическое движение», — добавляет он.

Интересно, что в том же Кройсберге, о котором уже говорилось, было основано первое мультикультурное радио, или как его еще называют «мульти-культи». Оно преимущественно работает онлайн, в эфир выходит только утром и вечером. Формат в основном музыкальный — это world music. Нельзя сказать, что радио очень популярно, но и особой рекламы собственной радиостанции они не делают, работают в основном на волонтерских принципах. То есть, по сути, проблемы мигрантов, не раскрыты даже на профильном радио, казалось бы, мало этим заниматься.

Но немецкое современное искусство не молчит. Так, фильм украинского режиссера-мигрантки (что уже символично) Дарьи Онищенко «Истальгия» (2012 года) имеет два финала: европейский и украинский. В европейской редакции фильма финал состоит именно в теме мультикультурности — женщина-мусульманка сбрасывает платок, что символизирует ее освобождение от ее родной культуры.

Второй пример — немецких драматургов Йенса Гилье и Нуркан Ерпулата (так же не этнического немца) — «Бешеная кровь». Премьера спектакля в прошлом году состоялась в Украине на театральном фестивале «Драма.UA». Сюжет пьесы так же описывает ситуацию мигрантов-арабов и так же, как и в фильме Онищенко, девушка показательно снимает платок. Таким образом, драматурги говорят о высвобождении людей из сложных обстоятельств.

В ПОИСКАХ МИРА

Вполне возможно, что проблема мигрантов скоро сможет обостриться еще больше и привести к радикальным действиям. В первую очередь из-за того, что большая экономика Германии не всегда может реагировать на мировые колебания и внутренние проблемы. Во-вторых, из-за того, что эти внутренние проблемы никем не оговорены и не решены. Но этот диалог и это решение должно быть не только решением одной страны. Это глобальный вопрос, который требует внимания каждого. Ведь «мировое переселение народов», если его можно так окрестить, происходит не потому, что люди вдруг решили жить в другом месте. Переехать из родного края на неизвестную землю — решение, которое стоит жизни, что  миллионы мигрантов доказывают собственным примером.

Жестокость со стороны миграционной службы связана с политикой Европейского Союза в целом. Но дело даже не в ЕС, немцах, французах, ромах, греках или венгров. Сегодня действительно распространяются радикальные настроения в европейских странах, и с этим нужно бороться, чтобы предотвратить последующую реакцию. Но бороться не с причинами, не с радикальными движениями — замалчивание или подавления может только ухудшить ситуацию. Погоня за среднеазиатскими ресурсами — вот основная причина и неудовлетворительной эмигрантской политики, и недовольного населения, и забастовок.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать