Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новая «семилетка» Асада

11 июня, 19:55

На недавнем референдуме в Сирии сирийцы проголосовали за то, чтобы продолжить полномочия президента Башара Асада еще на семь лет. Последние годы первого срока Асада были отмечены ухудшением отношений с Соединенными Штатами, которые в 2004 году ввели экономические санкции относительно Дамаска, который Вашингтон обвинял в попытке дестабилизации Ливана и Ирака. Асад также столкнулся с сильным международным давлением после того как в феврале 2005 года был убит бывший ливанский премьер-министр Рафик Харири в Бейруте, который на то время был под сирийским контролем. Это давление привело в апреле 2005 года к выводу сирийских войск из Ливана после 29 лет их присутствия там.

Сирия предусматривала внутренние политические реформы, но законов, предусматривающих наличие различных политических партий, либерализацию прессы и избирательной реформы, так и не были приняты. Сирийское руководство смогло создать относительно стабильную страну, где уже три десятилетия нет серьезных внутренних проблем. Однако режиму Асада и сирийскому правительству не удалось выполнить свои экономические панарабские обещания. Вопрос на сегодня заключается в том, как согласовывать долгосрочную внутреннюю стабильность с чрезвычайно низкими показателями в целом. Понятно, что подобная противоречивость способна привести к потрясениям, но Дамаску удалось избежать такого результата.

В этом смысле режим требует конфликта и радикализма как средства поддержки внутреннего контроля. С этой точки зрения, подобная радикальная позиция сирийских лидеров является не только результатом прихотей президента или его окружения, а основывается на определенных интересах режима. В Дамаске просчитали, что любое усиление влияния США в регионе идет вразрез с интересами Сирии, поэтому не случайно, что режим Асада стал наиболее последовательным противником распространения влияний Америки в арабском мире. Кроме того, сирийский альянс с Ираном — не прихоть, а необходимость. В этом случае Тегеран выступает как сильный защитник и экономический благотворитель. Учитывая интересы режима, это идеальное совпадение интересов обеих сторон.

Сирийское правительство использует две основных тактики в международных отношениях. Первая — лукавство: Дамаск является непревзойденным виртуозом в использовании длительного международного дипломатического процесса для получения уступок и отмены санкций без намерений достичь соглашения или изменить его поведение. Вторая — сопротивление, использование идеи, что Сирия ведет борьбу против Запада и поэтому заслуживает поддержки и помощи других исламских стран.

На ближайшую «семилетку» для Асада приоритетными будут ливанское и израильское направления. Контроль Ливана для сирийцев остается приоритетным, в первую очередь, по экономическим причинам. А блокировка международного трибунала по поводу убийства бывшего ливанского премьера Рафика Харири имеет первостепенное значение. Потому что, если суд признает причастность брата и зятя президента Асада к этому преступлению, это будет составлять откровенную угрозу его власти.

Большой услугой для Асада стала американская кампания в Ираке. Иракская война усилила режим изнутри и увеличила его влияние на региональном уровне. Бесспорно, что сирийцы могли бы сделать значительно больше для того, чтобы остановить транзитный поток повстанцев и террористов через свои территории в Ирак, если бы считали, что это в их интересах. Одним из стимулов прекращения насилия может стать осознание того, что США действительно готовы уйти из Ирака. При таком развитии сценария сирийское руководство может перекрыть экспорт хаоса через свою территорию.

Дамаск пытается сохранить контроль над Ливаном еще и по той причине, что одним из его главных опасений является то, что США или же Израиль будут использовать эту страну как свой плацдарм для дестабилизации Сирии. К тому же режим Асада стремится создать хаос в Ливане для того, чтобы блокировать работу международного трибунала по убийству Рафика Харири.

Как считают ливанские эксперты, Сирия ушла из Ливана только де- юре. Ее влияние на Ливан и вмешательство во внутренние дела страны продолжается. Вся оппозиция действует под руководством Сирии и Ирана. К сожалению, оппозиционные силы Ливана преследуют не интересы своей страны, а интересы Сирии и Ирана. Ливан стал плацдармом для разрешения проблем иностранных государств. Сирийская армия ушла, но ее давление на страну не снижается и сейчас. Через Сирию в Ливан продолжают поступать оружие и деньги. Все государства мира помогают Ливану прямо — на уровне правительств. И только оппозиция, прежде всего «Хизбалла», получает помощь тайно. Нынешняя тревожная ситуация, происходящая в Ливане, показывает, что сирийское влияние на страну совершенно не уменьшилось.

В общем, и Иран, и Сирия не против того, чтобы в который раз попробовать разыграть «ливанскую карту». Так, заместитель министра иностранных дел Сирии Файсал аль-Макдуд заявил газете AlKhaleej, выходящей в Объединенных Арабских Эмиратах, что Дамаск готовился вмешаться в боевые действия в Ливане летом 2006 года. Файсал аль-Макдуд подчеркнул, что сирийская армия серьезно готовилась участвовать во второй ливанской войне на стороне террористической организации «Хизбалла». По словам заместителя министра иностранных дел, только сильное давление со стороны России помешало президенту Башару Асаду отдать приказ военным атаковать Израиль.

Файсал аль-Макдуд уверен, что сирийское вмешательство привело бы к полному разгрому израильской армии, вторгшейся в Ливан. Он подчеркнул, что «израильские агрессоры» не могли бы противостоять объединенным силам сирийской армии и «исламских движений сопротивления на юге Ливана».

Однако, что бы не заявляли высокопоставленные сирийские представители, никаких шансов выиграть в военном противостоянии у Израиля у Сирии нет. Открытый военный конфликт с израильтянами только бы привел к окончательной потере популярности Асада у своего народа. Мирное разрешение сирийско-израильского противостояния также имеет свои откровенные негативы. Так, с точки зрения израильских аналитиков, переговоры с Сирией чреваты двумя опасностями. Первая — что они зайдут в тупик, вторая — что они окажутся успешными. В первом случае война становится почти неминуемой. У Асада просто не будет другого выхода — на него будут давить армия и общественное мнение.

Не лучше будет выглядеть ситуация, если на переговорах будут достигнуты договоренности относительно установления дипломатических отношений по египетскому образцу — в обмен на отступление Израиля с Голанских высот. В Израиле начнется общественная буря, которая заставит забыть о волнениях, предшествовавших демонтажу Гуш- Катифа. И гипотетически, если правительству даже удастся «сколотить» большинство в Кнессете, то этого будет явно недостаточно: по новому закону, территориальный компромисс требует всенародного референдума. И не приходится сомневаться, что на этом референдуме большинство граждан Израиля проголосует против отступления с Голанских высот.

Когда же сирийцы убедятся, что у них нет шансов на возвращение Голанских высот мирным путем, они, безусловно, начнут войну, а ответственными за кровопролитие они объявят израильтян. Такова непростая дилемма израильско-сирийских отношений. Однако существует и другая опасная для Израиля информация. Так, по данным израильской военной разведки, Сирия навела тысячи ракет на Хайфу и Тель-Авив. Военная разведка утверждает, что летом Сирия начнет войну с Израилем.

Таким образом, можно сделать вывод, что сирийская политика относительно своих ближайших соседей не станет менее агрессивной или более взвешенной. Только держа Ближневосточный регион в напряжении, сирийское руководство имеет шанс остаться и в дальнейшем при власти. Поэтому прогнозы относительно начала войны Сирии с Израилем выглядят, к сожалению, довольно реалистичными.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать