Новое торговое лицемерие
По мере того, как текущий «раунд развития» торговых переговоров подходит к своей заключительной стадии, становится все более очевидным, что цель — стимулирование развития — не будет достигнута, и что стабильность многосторонней торговой системы будет подорвана. Это особенно заметно в положении, которое предполагает наделение самых слабо развитых стран практически бесплатным доступом к рынкам развитых стран.
Год назад лидеры самых богатых стран мира приняли на себя обязательство облегчить положение беднейших стран. В ноябре 2001 в г. Доха они пообещали предоставить кое-что более ценное, чем деньги: возможность бедным странам продавать свои товары и тем самым выбраться из бедности. С большими фанфарами развитые страны в течение какого-то времени вроде бы выполняли свои обещания, т.к. Европа выдвинула инициативу «Все кроме оружия» (EBA), в соответствии с которой предполагала в одностороннем порядке открыть свои рынки для беднейших стран мира.
Рынки не стали настолько открытыми, как казалось. Загвоздка заключалась в деталях: многие менее развитые страны обнаружили, что EBA усложнила правила определения страны происхождения товара и расширила ограничения для поставщиков, т.е. у бедных стран было мало шансов экспортировать свою продукцию, с которой только что были сняты ограничения.
Но завершающий удар был нанесен самой богатой страной мира, Соединенными Штатами, которые еще раз решили продемонстрировать свое лицемерие. США якобы согласились открыть 97% своих рынков беднейшим странам. Развивающиеся страны были разочарованы результатами реализации европейской инициативы EBA, и Европа в ответ частично взяла на себя обязательства по решению проблем, связанных с правилами проверок на определение страны происхождения товаров. Намерение Америки, напротив, заключалось в том, чтобы притворяться, что она открывает рынки, на самом деле ничего подобного не делая, т.к. за США остался выбор остальных 3% для каждой страны. В результате появилось то, что сейчас называется инициативой EBA: развивающимся странам будет позволено свободно экспортировать все, что угодно, кроме того, что они производят. Они могут экспортировать реактивные двигатели, суперкомпьютеры, самолеты, компьютерные микросхемы любых типов, но только не текстильную, сельскохозяйственную продукцию или пищевые товары, подвергшиеся технологической обработке, т.е. товары, которые они могут произвести и которые они производят.
Возьмем, например, Бангладеш. Если пройтись по самым распространенным шестизначным тарифным позициям, то в 2004 году республика Бангладеш экспортировала в США 409 тарифных позиций, на чем заработал около 2,3 миллиардов долларов. Но его лучшие 12 тарифных позиций (3% от всех тарифных позиций) составили 59,7% от общей суммы экспорта в США. Это означает, что США могут создавать барьеры на пути почти 3/5 бангладешского экспорта. Для Камбоджи эта цифра составляет около 62%.
Ситуация не лучше, если правило трех процентов применяется к тарифным позициям, которые США импортирует из остального мира (а не к позициям, которые отдельные бедные страны экспортируют в США), потому что в этом случае США может отменить беспошлинный и безквотный ввоз для порядка 300 тарифных позиций. В отношении Бангладеш это подразумевает, что 75% тарифных позиций, составляющих более 90% от объема его экспорта в США, могут лишиться права на беспошлинный и безквотный ввоз. Для Камбоджи, которая в 2004 году экспортировала в США только 277 тарифных позиций, отмена беспошлинного ввоза может составить 100%.
Официальный аргумент в пользу трехпроцентного исключения заключается в том, что оно затрагивает «чувствительные товары». Другими словами, в то время, как США читает развивающимся странам лекции о необходимости встать лицом к лицу с проблемами быстрого приспособления к либерализации, сами они отказываются это сделать (между прочим, у США уже было целых 11 лет на то, чтобы приспособиться к либерализации в текстильной отрасли). Но реальная проблема гораздо серьезней, т.к. за трехпроцентным исключением видится призрак отвратительного подхода, гласящего «разделяй и властвуй»: развивающиеся страны будут вынуждены конкурировать друг с другом, чтобы гарантировать себе, что Америка не исключит их важнейшие товары в соответствии с правилом трех процентов. Исключение уже само по себе подрывает многостороннюю торговую систему.
Более того, за предложением о 97% может стоять целый тайный план. На встрече ВТО 2003 года в г. Канкун развивающиеся страны совместными усилиями отразили попытки создания торгового соглашения, которое было почти таким же нечестным, как и прошлый уругвайский раунд, который только ухудшил положение беднейших стран. США решили уничтожить данное единство. Стратегия Америки по заключению двусторонних соглашений была нацелена именно на это, но их удалось заключить только с несколькими странами, что составило незначительную часть системы мировой торговли. Формула 97% оставляет возможность усиления данного разделения в самой ВТО.
США уже добились определенных успехов в сталкивании бедных стран друг с другом. Предпочтительный доступ для африканских стран согласно Закону о развитии и возможностях для Африки (AGOA) и более поздним инициативам, похоже, имеет своей главной целью изменение правил торговли: закрыть пути торговли одним бедным странам и открыть их другим. Например, доля Бангладеш на рынке одежды США снизилась от 4,6% в 2001 году до 3,9% в 2004. В течение того же периода доля стран AGOA на рынке одежды США выросла с 1,6% до 2,6% и, похоже, вырастет еще больше, когда страны AGOA начнут в полную силу пользоваться правом беспошлинного ввоза.
В AGOA содержалось положение о пересмотре Закона, но если беспошлинный ввоз станет постоянным для менее развитых стран Африки (как было оговорено в Гонконге), то бедные страны Азии будут продолжать терять свою долю на рынке США. Считается, что ВТО может предотвратить заключение данных соглашений, направленных на торговую дискриминацию, но пока что в этом отношении еще ничего не сделано.
Даже если Америке удастся разделить развивающиеся страны, это может, однако, стать причиной возникновения некоторого единства. И те, кто выступает за либерализацию торговли в рамках многосторонней системы, и те, кто выступает за оказание помощи развивающимся странам, будут относиться к новой стратегии Америки резко отрицательно.
Джозеф Е. СТИГЛИЦ — университетский профессор Колумбийского университета, в 2001 году получил Нобелевскую премию по экономике. Др. Хамид РАШИД — директор в министерстве иностранных дел Бангладеш и бывший студент профессора Стиглица.
Выпуск газеты №:
№111, (2006)Section
Мировые дискуссии