О японских принципах. Часть 2
Шигеки СУМИ: «Украина должна сама стоять за себя, а мы будем поддерживать и помогать вам»Так получилось, что первое интервью нового посла Японии в Украине Шигеки СУМИ, которое он дал «Дню» 12 ноября, вычитывали в министерстве иностранных дел этой страны. Господин Суми объяснил это тем, что согласно практике первое интервью посла всегда проверяется во внешнеполитическом ведомстве. Разумеется, проверка забрала немало времени. Читатели уже могли прочитать часть интервью, которое было разрешено напечатать, в номере от 20 ноября. И на днях в посольстве Японии нам сообщили, что можно печатать остальную часть интервью. Можем отметить, что ничего в тексте не было сокращено, поэтому предлагаем вторую часть интервью посла Японии, который начал активно реализовывать намеченный план работы в нашей стране, кроме Чернобыля он уже побывал на востоке Украины в Славянске, а также подписал грант о предоставлении помощи нашей стране.
«НЕВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ МИРА, ЕСЛИ ПРОСТО КРИЧАТЬ «МИР»
— Некоторые медиа сообщали, что ваша страна отказалась от пацифизма, объясняя это тем фактом, что правительство Японии сняло запрет на экспорт оружия, который длился почти полувека. Это как-то связано с последними действиями России в Крыму?
— Я хочу подчеркнуть, что Япония никогда не меняла свою политику миролюбивой нации. Вместе с тем необходимо осознавать, что невозможно достичь мира, если просто кричать «мир». Надо действовать. И Япония заняла такую позицию, где могла играть более позитивную роль, в частности в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН. Наша страна начала принимать участие в миротворческой деятельности с 1993 года после вторжения Ирака в Кувейт. До того невозможно было и подумать, что Япония отправит миротворцев на операцию ООН по поддержанию мира. Во время кризиса в Персидском заливе Японию часто критиковали за то, что она не отправляла миротворцев, а только помогала деньгами. Поэтому мы начали принимать участие в миротворческих акциях.
Но в то время возникла проблема с интерпретацией конституции, которая запрещает помогать военным других стран, если атака не распространяется на японских миротворцев. Поэтому нам пришлось пересмотреть старую интерпретацию конституции. Теперь, согласно новой интерпретации, мы можем помогать, например, украинским миротворцам, если они находятся в одной зоне действий с нами. И это не является сменой основной политики — «мы делаем свой вклад в мир во всем мире мирным путем».
— Как вам, наверняка, известно, Украина пытается получить статус основного союзника вне НАТО. У вашей страны этот статус есть. Что это значит для Японии? Можете ли вы сказать, что этот статус гарантирует безопасность вашей страны и ее территориальную целостность?
— В Японии подписан договор безопасности с США, согласно которому Соединенные Штаты обязаны помогать Японии в случае нападения на нее. Это мирное соглашение замечательно работало во времена Холодной войны и работает по сегодняшний день. Мы надеемся, что Китай будет играть конструктивную роль в регионе восточной Азии. Но, к сожалению, их военная экспансия угрожает не только Японии, но и Вьетнаму, Филиппинам и Индонезии. А имея такое соглашение с США, думаю, Япония будет иметь много рычагов влияния для противостояния этой военной экспансии со стороны Китая.
«МЫ НИКОГДА НЕ ОТБРАСЫВАЕМ ЧТО-ТО, ПОКА НЕ ПОПРОБУЕМ ЭТО»
— После визита в Японию главный редактор газеты «День» Лариса Ившина предложила украинцам формулу японского успеха: «Индивидуальность плюс Модернизация». Интересно будет услышать ваше мнение по поводу того, какого успеха японцам удалось достичь в сочетании традиций и культурной основы, об истории современных процессов и новых технологий.
— С моей точки зрения, замечательной чертой Японии является то, что мы никогда не отбрасываем что-то, пока не попробуем это. Конечно, после того, как мы попробовали что-то и пришли к выводу, что оно нам чужое, мы это отбрасываем. Это одна из причин, почему мы придерживаемся своих традиций, вместе с тем принимая Западную модернизацию на протяжении последних 150 лет.
— Видите ли вы какие-то общие черты у наших двух народов? Украинцы тоже не принимают ничего, не попробовав это сначала.
— Украинские традиции основываются на европейской, а если быть точнее, то это больше славянская традиция. Но теперь украинский народ тоже посматривает на Азию. Я знаю, что в Украине, особенно в Киеве, очень популярна японская кухня. Некоторые изучают японский язык или Японию с глубоким пониманием, но таких немного. И все равно я думаю, что многие люди в Украине после падения коммунистического режима начали ощущать западную демократию. Но если украинский народ начнет больше посматривать в сторону Азии, то это тоже поможет Украине в ее последующей модернизации. Конечно, для Украины важно перенять западный опыт от стран-членов ЕС. Украинцы могут научиться чему-то и из опыта Азии, и не только у Японии, но и у Китая, Кореи или стран-членов Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии. Они тоже достигли прекрасного экономического развития за последние двадцать-тридцать лет. Это — удивительно. У них тоже есть чему поучиться.
«Я НАДЕЮСЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ СБЛИЗИТЬ УКРАИНУ И ЯПОНИЮ»
— Господин посол, какие цели вы ставили перед собой в этой миссии в Украине?
— Прежде всего я уполномочен нашим правительством поддержать народ Украины и правительство Украины, сотрудничать с ними в то время, когда они переживают беспрецедентный кризис. И я должен изучить украинскую культуру. Мне нравится строительство, архитектура, а также опера и балет. Поэтому я очень рад быть здесь, в Украине, ведь она богата тем, что меня интересует. Благодаря этому я надеюсь еще больше сближать Украину и Японию. Хотя в Украине существует богатый выбор туристических уголков, она еще, к сожалению, мало известна народу Японии. Потому что, думаю, очень мало японцев побывало в Киеве, Львове или Одессе. Но эти города представляют большой культурный, исторический, а также художественный интерес для народа Японии. Мы стремимся, чтобы больше японцев приезжало в Украину и больше украинцев посетило Японию, чтобы они начали лучше понимать одни других.
— Возможно, стоит включить Киев или Львов в список туров, которые японцам предлагают в европейские столицы?
— Совершенно верно. Многие японские путеводители включают Украину в секцию туров по России. Но сейчас я веду переговоры с нашими издательствами, которые печатают путеводители по Украине, по поводу того, чтобы отнести Украину к Восточной Европе, как Польшу или Венгрию. Таким образом, надеюсь, люди будут лучше понимать, чем занимаются украинцы, где они находятся с точки зрения географии, истории и культуры.
«ПЕРЕЖИВ АВАРИЮ НА ФУКУСИМЕ, ЯПОНЦЫ ПОНЯЛИ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРНОБЫЛЯ»
— Проблемы Чернобыля и Фукусимы сблизили наши страны. С одной стороны, мы благодарны Японии за помощь в борьбе с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а с другой — Украина поделилась своим опытом во время аварии на Фукусиме. Как развивается сотрудничество в этой отрасли?
— Я понимаю, что значит для украинцев авария на Чернобыльской АЭС, и именно поэтому мой первый выезд за пределы Киева был в Чернобыль. Это свидетельствует о том, что Японское правительство уделяет большое внимание Чернобылю. Я знаю, что нужен новый саркофаг, чтобы накрыть остатки четвертого реактора. И Япония осуществляет большой вклад в это дело.
После аварии на Фукусиме мы осознали, что имеем такую же проблему и понимаем, какое значение имеет такая авария. Это проблема украинцев и японцев. Это уже не то, о чем можно просто прочитать или увидеть по телевизору. Пережив аварию на Фукусиме, японцы поняли проблемы Чернобыля. Это не что-то, что происходит где-то там далеко. Люди чувствуют это, и это очень важно.
— Какое будущее у атомной промышленности Японии после Фукусимы?
— Мы понимаем, что нам нужен более осторожный подход. Будучи такой страной, как Япония, которая не имеет никаких минеральных ресурсов и является большой экономической силой, нельзя полагаться на так называемую репродуктивную энергию. Возможно, в будущем, но на это понадобится достаточно много времени. А чтобы поддерживать такую большую экономику, как японская, придется использовать атомную энергию.
— В этом году японское правительство объявило о предоставлении помощи Украине в размере более чем 1,5 миллиарда долларов и планирует выделить еще средства на восстановление востока Украины. Что конкретно сделано или планируется на текущий период?
— Большая часть финансовой помощи — 1,1 миллиарда долларов — передана после Майдана на модернизацию станции аэрации в Бортничах. По схеме «зеленого» социального инвестирования Япония предоставила вагоны метро, энергосберегающие технологии, а также более чем 1,5 тыс. экономных (в плане горючего) японских автомобилей для милиции. Япония подписала грант на шесть миллионов долларов в рамках Программы Развития ООН, который пойдет на восстановление школ и социальных структур на Донбассе.
«ПОСЛЕ МАЙДАНА УКРАИНА ИМЕЕТ БОЛЬШОЙ ШАНС МОДЕРНИЗИРОВАТЬСЯ»
— Какие новые программы или инициативы Японии могут реально помочь нашей стране быстрее модернизироваться?
— Я думаю, что после Майдана Украина имеет большой шанс модернизироваться. Люди осознали, что без реформ дальше нельзя. И это не просто ощущение ограниченного количества людей. Нет.
Я не собираюсь читать вам лекцию. Украина богата в отрасли сельского хозяйства и промышленности. В советские времена вы были одной из ведущих стран в отрасли сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Когда развалилась коммунистическая система, многие думали, что Украина может стать лидером в развитии, даже в сравнении с Польшей, Словакией и Венгрией. Но, к сожалению, этого так и не произошло. Если рассмотреть Венгрию или Польшу — они развились намного быстрее. Следовательно то, что происходило в Украине, было неправильным. А это значит, что Украине нужны экономические реформы, с которыми ваша страна будет иметь основу для развития. Вы не начинаете все с начала. Но, конечно, вам придется пройти через определенные трудности.
Прежде всего правительству надо разработать среднесрочный план, как сбалансировать расходы и доходы. Еще одним пунктом можно выделить налоговую систему, которую необходимо реформировать с максимальной прозрачностью. Важным является и развитие малого и среднего бизнеса. В Японии 90 % бизнеса составляют небольшие и средние по размеру компании. Например, даже такие компании, как Toyota и Nissan зависят от многих небольших предприятий. Для того, чтобы развить свою экономику, вам нужны не только олигархи, но и развитие малого бизнеса.
Сегодня мы работаем с украинским правительством над соглашением о защите инвестиций. Пока вы не убедите нас, что инвестировать в Украину безопасно, японские компании, большие и малые, никогда не придут сюда. К сожалению, иногда украинское законодательство, в частности налоговое, меняется за одну ночь. И то, что делается сегодня, не всегда оказывается легальным завтра. Так инвестицию не привлечь.
О БЕЗОПАСНОСТИ, КОТОРАЯ ОРИЕНТИРОВАНА НА ЧЕЛОВЕКА
— Господин посол, работая в ООН, вы занимались вопросами безопасности человека и здоровья. Почему, с вашей точки зрения, человечество не ставит в приоритет эти две чрезвычайно важные темы? Мы постоянно видим войны, конфликты, территориальные споры, большинство из которых решаются с применением силы.
— Существует два вида проблемных конфликтов, с которыми сталкивается человечество. Один из них тот, который существует сейчас в Украине. Это своего рода традиционный кризис ХІХ века. Одна страна вторглась в другую. Это большая проблема, с которой мы должны разобраться. А другой новый вид проблемы не имеет границ, как вирус Эбола или Исламское государство. Сдержать этот новый вид проблемы не удастся одним лишь контролем границ. Ведь эти люди не знают границы. Единственное решение — это безопасность, ориентированная на человека. Подумайте, почему Исламское государство обрело такую большую силу всего за несколько месяцев. Ведь эти люди в действительности очень сильно разочарованы. И если не работать с этими конкретными людьми, невозможно будет остановить это движение.
Даже если рассмотреть проблему Украины, то здесь тоже можно применить концепцию, ориентированную на человека. Ведь если бы люди на востоке страны были на сто процентов счастливыми, они бы никогда не попали под влияние чужеземных элементов. Накормить их, расселить, дать им работу — все это очень важно для того, чтобы они не стали легкой жертвой для головорезов. Свобода слова и свобода самовыражения тоже являются важными элементами безопасности человека. Этим я хотел сказать, что удерживание границ с помощью военной силы не сможет предотвратить такой вид вторжения. Конечно же, охранять границы важно, но вместе с тем надо удовлетворять людей, делать их свободными и счастливыми. Вот что должна обеспечивать безопасность, ориентированная на человека.
— Разделяете ли вы мнение, что человечеству, возможно, следовало бы внимательнее прислушиваться к Фултонской речи Черчилля, которая в действительности является готовым рецептом для поддержания мира во всем мире путем создания международных сил мира под эгидой ООН?
— В идеале, да. Но в реальности, не думаю, что это возможно. Государства-члены никогда не откажутся от своего права контролировать собственные военные силы. Думаю, ни одна страна не откажется от своего суверенитета в интересах другой военной организации или ООН. В идеале, конечно же, было бы хорошо создать мировое правительство. Но я не думаю, что это возможно.
— Господин посол, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Прежде всего Украина должна сама стоять за себя, а мы будем поддерживать и помогать вам. Япония может сотрудничать с вами, но именно украинские лидеры принимают окончательные решения. Япония тоже пережила такое сто двадцать лет назад, когда мы были бедными и начали модернизацию. Япония имела две войны — с Китаем и Россией. Западные государства сочувствовали Японии, но нашей стране пришлось вести эти две войны самостоятельно. Следовательно, вы можете получить какую-то помощь, но в итоге это ваша проблема, которую вам и решать.
— Arigato gozaimasu (большое спасибо).
Выпуск газеты №:
№226, (2014)Section
Мировые дискуссии