Освободительные ожидания и братоубийственные распри
Или Об уроках Бухарестского договора, подписанного в канун Первой мировой войны![](/sites/default/files/main/articles/13082013/9macedona1.jpg)
Сто лет назад, 10 августа 1913 г., договор в Бухаресте подвел итог Балканских войн и обещал в преамбуле вечный мир. Царь болгар Фердинанд фон Саксен-Кобург-Гота подписал ратификационную грамоту и сказал, что его месть будет страшной... Вспомним эти давние события, ставшие генеральной репетицией Первой мировой войны, и поразмышляем, каким образом они связаны с судьбой нашей одновременно европейской и средиземноморской Украины.
Балканский полуостров испокон веков был пороховым погребом. Моря соединяют, а горы разделяют. Восстания расшатали анахроническую Османскую империю. Для модернизации офицеры совершили Младотурецкую революцию 1908 года, но считали ассимиляцию меньшинств предпосылкой равных прав. Шовинизм оттолкнул народы; возобновилось сопротивление, и вмешался Запад. Австро-Венгрия аннексировала оккупированные ею в 1878 году Боснию и Герцеговину. Италия в 1911 году захватила Триполитанию и Киренаику (ныне — Ливия) и населенные греками Додеканес. Россия требовала пускать Черноморский флот в Босфор, а панславизм с лозунгом православия бредил Царьградом. Бывшая княжна из Романовых, королева Греции плыла на своей яхте, в Константинополе услышала риторический возглас адъютанта, когда же греческий флаг зареет над Софийским собором, вспомнила амбиции России и отсекла: «Греческий? Никогда». Экономика разбила сантименты с привкусом стратегии, поэтому балканские железные дороги строились к рынкам Германии, а не единоверной Москвы. В Сербии дворцовый переворот 1903 года заменил зависимую от Австрии династию Обреновичей на дружественных России Караджорджевичей. В Греции король из датского рода Глюксбургов послал сына учиться в Потсдам и женил на сестре кайзера Вильгельма. А после «революции Гуди» (название военного лагеря) против коррупции правительство в 1910 году возглавил повстанец из Крита Элефтерий Венизелос (гр. элефтерия — свобода).
Крупные Государства растаскивали наследство султанов, и опасность опоздать на разделение побуждала Болгарию, Грецию, Сербию и Черногорию прекратить губительную вооруженную пропаганду. До тех пор их отряды шли через границу и наперегонки силой переманивали на свою сторону крестьян турецкой Македонии. Там жили славяне, албанцы, валахи, греки, в Салониках испанские евреи. Посланники России в Белграде и Софии и журналист «Таймс» из Афин тайком способствовали заключению договоров Болгарии с Грецией и Сербией и соглашения с Черногорией. Британцы ввели Грецию Троянским конем в блок славян. Франция поставляла оружие с заводов Шнейдер-Крезо. Антанта требовала миллион штыков Балканского Союза против немцев. Однако эти орудия выскользнули из рук, и осенью 1912 года четыре балканских государства самостоятельно начали войну против турок. Берлин напрасно надеялся на своих инструкторов и пушки Крупа в османской армии. Она потерпела поражение, отброшенная к Чаталджи возле Константинополя (с 1930 года Стамбул). Юнкера из училищ Петербурга и Киева телеграфировали в Белград и Софию, что эти победы являются залогом мирового господства славян. Осведомленные дипломаты были сдержаннее. Болгары потребовали капитуляции Салоник, а услышав от коменданта, что турок только что сдал столицу Македонии грекам, протиснулись к городу сквозь их патрули.
В Лондоне начались мирные переговоры и одновременно совещание министра иностранных дел Великобритании с послами Австро-Венгрии, Италии, Германии, России, Франции. Эти коллеги (а кое-кто и родственники) общались на французском языке в последних поисках согласия Европейского Концерта. Италия и лоскутная Австро-Венгрия требовали независимости для турецкой Албании, которую сербы хотели разделить пополам с греками. Оба великих государства помешали Сербии стать плацдармом России на Адриатике. Конференция послов изъяла разделение освобожденных греками островов Эгейского моря из компетенции участников войны и постановила создать самостоятельную Албанию. Тогда греки и сербы потребовали территориальных компенсаций у болгар в Македонии. Напряжение увеличивалось, около Салоник продолжались столкновения. Тем временем греки осадой получили турецкую крепость Янины в Эпире, болгары с помощью сербов победили Адрианополь (тур. Эдирне, болг. Одрин) во Фракии, а черногорцы Шкодру (серб. Скадар, итал. Скутары) в Албании. Лондонский мир 30 мая 1913 года отдал победителям европейские земли Турции, кроме полосы вдоль Мраморного моря. На следующий день сербы заключили тайный союз с греками против Болгарии. В Софии не знали об этом и решили неожиданно отбросить соперников, потом объявить бой недоразумением и договариваться на основании демаркационного предела с совершенным фактом. Ночью 29 июня болгары нанесли удар и вместо внезапности подверглись предварительно подготовленному отпору. Турки развернули контрнаступление во Фракии. Румыния не получила возмещений за нейтралитет и расширение соседей, поэтому ее кавалерия побрела из-за Дуная на Софию. Только демарш России спас Болгарию от полного разгрома.
Бухарестский мир Болгарии с Грецией, Румынией, Сербией и Черногорией, а впоследствии отдельный договор с Османской империей повели итоги. Греки получили порт Салоники и табачные плантации Кавалы. Турки снова овладели Эдирне (вторая после Бурсы османская столица до 1453 года) и уничтожали славян. Румыны получили Южную Добруджу (которую вернули Болгарии в 1940 году), а сербы Вардарскую Македонию (впоследствии — одна из республик Югославии, а после ее дезинтеграции — государство со столицей Скопье). Болгария после общей победы в Первой (освободительной) и сокрушительного поражения во Второй (межсоюзнической) войнах получила Пиринскую Македонию и толику на западе, а порт Дедеагач (гр. Александруполис) на Эгейском (у болгар Белом) море потеряла в 1918 году. Стремление к реваншу подтолкнуло Болгарию на сторону Германии в мировых войнах и нанесло тяжелые потери. Неистовые адепты «Великой идеи» возрождения Византии напыщенно вычеканили в Греции медаль с профилями короля Константина Глюксбурга и василевса Х—ХІ ст. Василия Болгаробойца. Поход в Анатолию привел к Малоазийской катастрофе греков возле Анкары в 1922 году, изгнанию и краху трех тысячелетий эллинской цивилизации в Ионии. Этнические чистки постигли и Фракию.
Македонский вопрос остался камнем преткновения. Ссора Советского Союза с коммунистической Югославией загубила проекты Балканской Федерации. Монархисты нанесли поражение Демократической армии Греции в гражданской войне 1946—1949 гг. и по лицемерным обвинениям в симпатии к Москве депортировали славян. Деятели образования и просвещения Эгейской и Пиринской Македонии подверглись репрессиям, а остальное население ассимиляции в Греции и Болгарии. София признала независимую Республику Македонию в 1992 году, однако не торопилась безоговорочно считать отдельной нацией. Греция требовала сменить одинаковое с ее провинцией название нового государства на «Вардарскую Республику Скопье», блокировала вступление в Европейский союз и Североатлантический Альянс. (А Великому Герцогству Люксембургу не мешает одноименная провинция Люксембург рядом, в Бельгии.) Соединенные Штаты Америки уважают самоназвание Республики Македонии. Украина употребляет выдвинутый Организацией Объединенных Наций нескладный компромисс БЮРМ (Бывшая югославская Республика Македония). Греки считают юг Албании Северным Эпиром. Албанцы в Косово вытеснили сербов и добиваются признания от Белграда. Напряжение взаимоотношений на Балканах продолжается до сих пор.
Исторический детерминизм не остановить, но можно немного притормозить, хотя это стоит дорого, ведь паны дерутся, а у холопов чубы трясутся. Измельчение Османской империи на меньшие государственные образования назвали балканизацией. Специалисты по международным отношениям изучают этот опыт. Глупые должны учиться на своих, а умные люди на чужих ошибках. Обещания турок предоставить равенство подданным за отказ от национальной самобытности поневоле способствовали краху Османской империи. Спустя несколько десятков лет подобные процессы наблюдаем в Советском Союзе, а ныне — в Российской Федерации. Общими чертами являются диспропорции, ведь столичный мегаполис высасывает животворные соки из более развитой периферии, не чувствует ее специфических потребностей и отчаянно пытается гальванизировать призраков. Полусознательно руководящая верхушка понимает тщетность этих усилий, следовательно, эгоистично накапливает средства на собственных счетах в оффшорах, а не инвестирует в экономику и благосостояние общественности. Вместе с тем шовинистическая истерия ищет или выдумывает внешних врагов, чтобы отвлечь внимание от неурядиц победными психологическими войнами. В Центрально-Восточной Европе прекратили свое существование мультинациональные государства. Отчаянные и разрушительные попытки спасти Югославию захлебнулись в крови. Хорватия чурается Балкан; Словения предпочитает называться альпийской страной. Чехи, однако, расстались со словаками удивительно цивилизованным образом. Консенсус общественного мнения касается непременной интеграции в европейские и атлантические структуры, ведь членство предотвращает территориальные посягательства и обеспечивает оптимальное преодоление кризисов. Агрессия невозможна, ведь статья 5 Вашингтонского договора 1949 года по созданию НАТО недвусмысленно гарантирует, что сплоченное могущество Альянса накажет любое нападение на какое-либо государство-члена. Более глубокое значение сегодня приобрела надпись на фронтоне дома Народных Собраний в Софии «Единство дает силу».
В Украине нет пестрой этнической мозаики, но по величине и количеству населения приблизительно равняется, а в ресурсах превышает балканские страны, вместе взятые. Истощенная последствиями Голодомора и других преступлений тоталитаризма, она пока еще страдает от нехватки гражданского, национального и неотделимого от этого европейского самосознания. Но, несмотря на все неурядицы и противоречия, все увереннее утверждается осознание того, что только возвращение к европейскому цивилизационному и политическому пространству способно стабилизировать покой и дать перспективу. Стоит помнить Балканские войны, которые начались с освобождения, а затем погрузились в бездну распрей. Способные учиться имеют утешение, выгоду и пользу из истории.
Выпуск газеты №:
№142, (2013)Section
Мировые дискуссии