Перейти к основному содержанию

Перезапуск украинской экономики

06 апреля, 15:15

В столицах Востока и Запада один вопрос сегодня принимает угрожающие размеры: «Кто потерял Украину?». К сожалению, это не самый важный вопрос из тех, что необходимо задавать прямо сейчас.

Куда более актуален вопрос о том, как стабилизировать ситуацию в Украине. Учитывая, что мало что можно сделать, чтобы выбить Россию из Крыма, основной задачей на данный момент является сохранение остальной части страны вместе, а также перезапуск ее экономики, которая на данный момент находится в состоянии анабиоза благодаря нестабильному внешнему и бюджетному дефициту.

Проблемы ключевой реформы хорошо известны: цена на газ в стране должна быть значительно поднята, чтобы отражать его стоимость, субсидии на добычу угля в стране должны быть отменены, а работа компаний, управляющих трубопроводами страны, которые по-прежнему получают огромные суммы за транзит российского газа в Западную Европу, должна быть тщательно изучена. С тех пор как эти трубопроводы были «эффективно» переданы номинально частным компаниям через закрытые сделки, доходы от транзита пропали, равно как и огромные объемы газа, а уровень обслуживания при этом был крайне слабым.

Все эти три вопроса имеют решающее значение для борьбы с коррупцией. Минэнерго, который решает, кто может и кто не может получать газ по одной пятой от его полной стоимости, явно является объектом непреодолимого давления с целью вынудить его распространять свою милость на тех, кто предлагает самые большие взятки и откаты. То же самое касается угольных субсидий, не говоря уже о том, что субсидии идут к самым неэффективным производителям.

Международный валютный фонд, безусловно, потребует от Украины реформировать ее газовые и угольные субсидии в качестве предварительного условия для реализации его пакета финансовой поддержки (в котором существенная доля принадлежит Европейскому Союзу). Первые шаги уже предпринимаются: власти недавно объявили, что цены на бытовой газ в следующем месяце вырастут на 50%.

Однако, хотя отмена энергетических субсидий является абсолютно необходимой, чтобы сбалансировать бюджет и поставить экономику на прочную основу, эти шаги также ведут к серьезному повышению риска подрыва восточных районов Украины, где проживает значительное количество русскоязычного национального меньшинства. Некоторые в этих регионах могут соблазниться очарованием лучшей жизни в «Матушке России», с ее огромными ресурсами дешевой энергии.
В Восточной Украине преобладает энергоемкая угольная и сталелитейная промышленность старого образца. Однако там также находятся и некоторые центры, занятые выпуском современных товаров, например заводы, которые производят важные запчасти для российских военных вертолетов. Таким образом, задача политиков заключается в том, чтобы гарантировать, что создание новых рабочих мест на этих конкурентоспособных предприятиях будет идти в ногу с потерями рабочих мест, которые будут вызваны высокими ценами на газ и ликвидацией субсидий на добычу угля.

ЕС должен поддержать это двумя способами. Он должен обеспечить специальную маркетинговую помощь предприятиям, которые внезапно потеряли свои российские рынки. И он также должен открыть свои рынки, не только путем отмены пошлин на импорт украинской продукции, что уже решено, но и путем предоставления временного освобождения от необходимости соответствия все более усложняющимся техническим стандартам регламентов ЕС.

Завоевание «сердец и умов» народа является ключом к победе над волнениями. В случае востока Украины, получение поддержки тех, кто еще ностальгирует по «старым добрым временам», должно идти дальше создания производительных рабочих мест, которые наполнят их кошельки. Здесь ЕС также может помочь этому процессу.

Для начала ЕС может облегчить социальные трудности, которые будут возникать, когда цена за отопление превысит доходы семьи. В то же время, ЕС должен помочь в устранении причины чрезмерных расходов на отопление: печальной энергетической неэффективности большей части существующего жилищного фонда.

Таким образом, ЕС должен быстро реализовать целевую программу социальной поддержки для «энергетически бедных», наряду с финансовой поддержкой в виде инвестирования в энергоэффективность. Опыт работы в Восточной Европе, где цены на энергоносители в 1990-х годах должны были быть значительно увеличены, показал, что простые меры – такие как улучшение теплоизоляции совместно с техническим обслуживанием и ремонтом систем центрального отопления региона, которыми в течение длительного времени пренебрегали – дали быстрый и существенный выигрыш в снижении энергоемкости. Даже незначительное повышение энергоэффективности Украины будет вносить куда больший вклад в сокращение выбросов парниковых газов, нежели огромные суммы, которые в настоящее время тратятся на развитие возобновляемых источников энергии.

Однако, учитывая обширное распространение коррупции и неэффективности на правительственном уровне, такая программа должна управляться напрямую совместной целевой группой ЕС-Украины. Близлежащие государства-члены, особенно те, чьи языки похожи на русский и украинский, должны быть в состоянии быстро мобилизовать необходимую техническую экспертизу.

Наконец, доходы от аренды трубопроводов должны быть возвращены в государственную казну. Здесь ЕС также может сыграть важную роль, признав особую заинтересованность России в надлежащем обслуживании трубопроводов и надлежащем учете газа, который по ним перекачивается.

Разумеется, не стоит ждать от украинского правительства веры на слово стране, которая только что аннексировала часть ее территории. Однако, в качестве меры по укреплению доверия Россия должна быть приглашена к трехстороннему соглашению, в соответствии с которым оперативное управление трубопроводом будет поручено Европейскому банку реконструкции и развития, учреждению, в котором каждая из трех сторон имеет свою долю. ЕБРР будет охранять законные интересы всех сторон (в том числе и России), обеспечивая надлежащую эксплуатацию и техническое обслуживание трубопроводов и контроль распределения транзитных поступлений.

Независимо от того, «потеряна» ли Украина, и от того, кто ее потерял, страна по-прежнему может предложить своим гражданам привлекательное будущее, в случае если неизбежные экономические реформы могут быть совмещены со сплоченностью ее регионов. ЕС может сыграть важную роль, открыв свой рынок и предоставив финансовую и техническую помощь в важнейших областях.

Проект Синдикат для «Дня»

Даниел ГРОС
- директор брюссельского Центра европейских политических исследований. Он работал в Международном валютном фонде, и служил в качестве экономического советника Европейской комиссии, Европейского парламента, и премьер-министра Франции и министра финансов. Он является редактором Economie Internationale and International Finance.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать