Перейти к основному содержанию

Приоритеты и роль агентств ООН

Оливье АДАМ: Очень важно, чтобы дальнейшее развитие Украины имело «человеческое лицо»
01 марта, 21:11

Система ООН представлена в Украине 13 агентствами и программами, которые наделены специальным мандатом. Какие задачи ставит перед собой Представительство ООН в Украине и какую помощь от Киева ждут в этой международной организации? Как Украина может улучшить индекс развития человеческого потенциала? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью Постоянного координатора ООН и Постоянного представителя Программы развития ООН в Украине Оливье АДАМА.

— Господин Адам, когда вы заняли эту должность то, по-видимому, оценили эффективность проектов ООН в Украине. Могли ли бы вы привести примеры успехов в сотрудничестве ООН с нашей страной?

— Об успехах стоит говорить в контексте отдельных сфер деятельности и уровня нашего сотрудничества. С уверенностью могу сказать, что позитивные сдвиги на местах, на уровне местных общин были значительнее, чем на центральном уровне. Тысячи украинцев по всей стране получили выгоду от участия в проектах, которые поддерживались ООН. Как правило, это небольшие проекты, которые внедряются при непосредственном участии местных общин, представителей местной власти и ООН. Прокладка трубопровода, улучшение инфраструктуры, внедрение энергосберегающих технологий — это лишь небольшой перечень реальных достижений проектов ООН. Благодаря имеющимся позитивным изменениям в жизни рядовых украинцев, ООН уже не один год получает финансирование на реализацию таких проектов от ведущих международных доноров, особенно от Европейского Союза.

ООН предоставляла всесторонние консультации Украине во время подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) в рамках внедрения общего проекта ЕС — ПРООН «Аналитический совещательный Центр «Голубая лента». Мы продолжаем сотрудничать с представителями правительства с целью приведения в соответствие украинских стандартов требованиям ВТО для увеличения экспортных возможностей страны. Эксперты Центра «Голубая лента» дают рекомендации по вопросам развития сельского хозяйства и проведения пенсионной реформы.

Также стоит гордиться результатами в таких сферах, как улучшение доступа к лечению людей, которые живут с ВИЧ/СПИДом, сокращение материнской смертности, обеспечение прав беженцев, улучшение соблюдения прав инвалидов на рабочих местах, и тому подобное.

Принимая во внимание специфическую политическую ситуацию в Украине, было довольно сложно осуществлять изменения на общенациональном уровне принятия решений. Несмотря на успехи в определенных сферах, некоторые законы остаются заблокированными, такие как новый Закон «О государственной службе» и «О развитии гражданского общества».

— Готова ли Верховная Рада прислушиваться к советам ООН?

— Это зависит от конкретного случая. Например, возьмем вопрос инвалидности.

Около 10% всего населения Земли, или 650 миллионов человек, живут с инвалидностью. Они составляют самое большое меньшинство в мире. Из них 80% живут в развивающихся странах, согласно оценкам Программы развития ООН.

Система трудоустройства людей с инвалидностью, которая существует сегодня в Украине, — неэффективна. Два присутствующих в Украине агентства ООН: Программа развития ООН и Международная организация труда (МОТ) работают над преодолением дискриминации и негуманного отношения к людям с инвалидностью на рабочих местах.

Эти две организации помогли разработать новую Модель трудоустройства для людей с инвалидностью. Благодаря активной роли и посреднической позиции ПРООН/МОТ, ключевые Министерства и организации, которые работают над решением проблем инвалидов, приобщились к разработке этой модели. Мы будем продолжать оказывать помощь в совершенствовании этой модели и ее введении.

По этому вопросу у нас очень хорошие контакты с депутатом Верховной Рады Валерием Сушкевичем. Объединив усилия, нам удалось инициировать внесение изменений в законодательство о правах инвалидов.

Результатом кропотливой совместной работы стало специальное внеочередное заседание правительства в декабре прошлого года по вопросам решения проблем инвалидов в Украине. Участники заседания приняли решение послать Конвенцию ООН о правах инвалидов на последующую ратификацию в Верховную Раду. Конвенция ООН — это комплексный документ, который сочетает в себе лучший мировой опыт разрешения сложных проблем. Верховная Рада ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов 16 декабря 2009 г.

Этот случай продемонстрировал открытость Верховной Рады к сотрудничеству с ООН.

Мы надеемся на продолжение такого сотрудничества с парламентариями, которые играют критическую роль в функционировании демократического государства.

— Какие приоритеты и важнейшие задачи стоят сегодня перед Украиной, и как может здесь нам помочь ООН?

— Роль агентств ООН в Украине оказывать поддержку стране. Мы ни в коем случае не делаем того, что не было согласовано с национальным правительством. Как нам всем известно, Украина провозгласила курс на дальнейшую евроинтеграцию. Именно этот тезис был в основе предвыборных платформ обоих кандидатов в президенты во время недавних президентских выборов. Представительство ООН может оказать поддержку этому процессу.

Пока между экономистами, международными донорскими учреждениями существует согласие в том, что ряд важных реформ ожидает своего проведения в Украине. В первую очередь, что правительство должно сделать — это принять государственный бюджет на 2010 год. Это, очевидно, приоритет номер один. При условиях недостатка денег правительству будет нужно искать дополнительные ресурсы. Для решения этого вопроса важно успешно закончить переговоры с МВФ относительно дополнительного финансирования от Фонда.

С появлением нового правительства всегда открываются уникальные возможности для проведения необходимых реформ более решительным образом.

По сравнению с прошлым годом, список необходимых реформ, над которыми новое руководство страны должно работать, почти не изменился и до сих пор остается длинным. В основном, самые негативные тенденции проявляются в сфере здравоохранения и демографическом секторе.

Учреждения, которые отвечают за принятие решений и проведение государственной политики, часто страдают от системных проблем, а именно несовершенства управления, недостаточного уровня прозрачности, коррупции, безответственности. Создание прозрачного и ответственного правительства будет требовать проведения комплексных реформ. Это должно происходить с внесением изменений в Конституцию для того, чтобы ясно определить роли и обязанности особенно среди органов исполнительной власти и предотвратить повторение политического противостояния последних лет. Еще одним приоритетом должна быть активизация борьбы с коррупцией в судебной системе.

В социальной политике необходимо провести реформы в пенсионной системе: обеспечить финансовую стабильность первого уровня, ввести второй уровень и постепенно повысить пенсионный возраст. С целью повышения эффективности социальной помощи и льгот, необходимо будет «монетизировать» социальные льготы и избавиться от неадресных льгот, которые предоставляются на оплату коммунальных и транспортных услуг. В результате лишь наиболее уязвимые группы населения должны получать реальную помощь от государства.

Важнейшим направлением реформ должно стать улучшение государственной политики в энергетическом поле, повышение уровня энергетической безопасности страны путем поощрения конкуренции частных производителей и реального стимулирования развития и применения энергосберегающих технологий, а также привлечения инвестиций для обеспечения внутреннего производства газа.

В экономике необходимо обеспечить дальнейшую международную интеграцию Украины путем выполнения условий ВТО и завершения переговоров относительно нового усиленного соглашения с Европейским Союзом, включительно с соглашением о создании зоны свободной торговли без исключений как главного его элемента.

Стоит проводить прозрачную приватизацию на конкурентных принципах. Принять Государственную программу приватизации и привлечения иностранных инвестиций.

Для развития украинского сектора малого и среднего бизнеса необходимо создать прозрачные рынки земли и недвижимости в Украине путем отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения и введения единого реестра прав собственности на недвижимость и земли сельскохозяйственного назначения.

Учитывая изношенность инфраструктуры и низкое качество услуг, которые предоставляются гражданам на местах, в больших усилиях нуждается последующая децентрализация государственного управления. Усиление местного самоуправления имеет целью повышение эффективности и ответственности органов местного самоуправления, особенно, их возможности реабилитировать изношенные коммунальные сети, повысить уровень энергоэффективности, улучшить управление водными ресурсами, общественным транспортом, переработкой мусора. В этом свете завершение децентрализации, проведение административно-территориальной реформы приобретает первоочередность.

По моему мнению, чрезвычайно важно, чтобы последующее развитие Украины имело «человеческое лицо». Мы будем следить, чтобы Украина не нарушала международные конвенции, к которым она присоединилась. Чтобы здесь уважались международные правила и происходил надлежащий контроль над соблюдением прав человека.

Мы поддерживаем Украину в реализации очень важной инициативы 2010 года: процесса пересмотра конкретных задач в пределах Целей развития тысячелетия и соответствующих индикаторов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и с учетом прогнозируемых тенденций развития в посткризисный период в Украине. Начало этого процесса было положено Министерством экономики Украины. Цели развития тысячелетия — это международные обязательства, которые Украина взялась выполнить до 2015 года. Речь идет о сокращении масштабов бедности, охране материнства и детства, борьбе с ВИЧ и туберкулезом, и многое другое. В сентябре на специальном заседании Генассамблеи ООН, посвященном глобальному прогрессу достижения ЦРТ, будут представлены результаты нашего общего пересмотра.

По нашему мнению, на протяжении последних лет (с 2000 года), по целому ряду направлений, включительно со снижением уровня абсолютной бедности, детской и материнской смертности, обеспечением доступа к среднему школьному образованию и участием в механизмах Киотского протокола, Украина продвинулась вперед, хотя, вместе с тем, много чего еще остается сделать. А именно: показатели уровня относительной бедности населения практически остаются без изменений, разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин постоянно увеличивается, ответ на эпидемии ВИЧ/СПИДа и туберкулеза в большей степени был малоэффективным, а показатели в природоохранной сфере существенно не улучшились, или даже ухудшились. Именно в этих направлениях немедленно принять необходимые меры ради достижения целей до 2015 года.

Стоит не просто определить новые индикаторы — необходимо преодолеть бюрократические барьеры и устранить институционную инерцию, которые препятствуют достижению Целей в Украине. Без этого невозможно будет гарантировать достижения украинских ЦРТ. Наступило время требовать проведения более эффективной работы! Наступило время требовать настоящего политического лидерства в отношении достижения Целей развития тысячелетия в Украине.

Я надеюсь, что правительству удастся повысить уровень прозрачности, потому что это важно для обеспечения последующего процветания Украины, лучшей судебной системы, принятия лучшего законодательства по государственным закупкам, повышения уровня ответственности вообще.

В 2010 г. Представительство ООН, как всегда, с готовностью будет давать компетентные и незаангажированные советы и рекомендации правительству по проведению экономических и политических реформ. Мы готовы вместе анализировать и улучшать введение наших текущих проектов. Наступил важный год, когда наше сотрудничество с правительством приобретает особое значение, ведь нам нужно будет провести оценку старой и определить новую Рамочную программу помощи ООН (УНДАФ) на будущее. Эта новая программа должна быть подготовлена до конца 2010 года.

— По вашему мнению, какие индикаторы индекса развития человеческого потенциала должны быть улучшены, чтобы Украина получила более высокое место в международном рейтинге?

— Развитие человека — это реализация свободы людей жить той жизнью, которую они сами себе выбирают. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — это суммарный индикатор благосостояния человека. В расчетах индекса используются три основных показателя: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения.

Согласно рейтингам нового Отчета по человеческому развитию 2009 г., Украина заняла 85-е место в рейтинге Программы развития ООН по Индексу развития человеческого потенциала в 182-х странах и территориях.

Наибольшим фактором, который негативно влияет на показатели этого индекса, бесспорно, является ожидаемая продолжительность жизни. Чрезвычайную обеспокоенность вызывает разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин. В среднем украинец живет лишь 63 года. Это на 1,9 года дольше, чем живет россиянин, но на 17 лет меньше, чем живет, скажем, швейцарец. По статистике, лишь 6 из 10 украинцев в возрасте старше 40 лет имеют шанс достичь пенсионного возраста в 60 лет. Частично — это следствие ведения опасного образа жизни. Конечно, существуют чрезвычайные ситуации, аварии и пр. Но, также существует много общественных проблем — наркомания, алкоголизм, курение, что способствует ухудшению этого демографического показателя в Украине. Отсутствует привычка прохождения регулярных обследований состояния здоровья. Позорно, что в Украине распространена практика, когда выпившие люди без проблем садятся за руль своего автомобиля. Это не только распространенная практика, но и очень опасная — не только для водителей, но и для пешеходов — особенно детей!

Все это составляет угрожающую ситуацию, если вы сравните с лучшими показателями у своих соседей. Таким образом, нужно активнее вводить национальные программы, которые призывают к проведению здорового образа жизни. Кроме того, не помешает пересмотреть системы налогообложения на виды продукции, которые составляют прямую угрозу гражданам Украины.

— Господин Адам, вы говорили преимущественно о помощи ООН для Украины. Однако, я думаю, ООН тоже ожидает определенной поддержки со стороны Украины?

— Украина может сделать много. Недавно мне подарили книгу известного украинского фотографа Александра Клименко. Его новый фотоальбом «Сквозь огонь и слезы» посвящен очень важному вкладу, который внесли украинские миротворцы ради мира во всем мире и человеческой безопасности. Начиная с 1992 года, в миротворческих операциях под флагом ООН приняли участие почти 34 тысячи военнослужащих Вооруженных сил Украины и больше 2 тысяч работников милиции и Внутренних войск.

После распада Советского Союза вами были приняты жизненно важные решения в процессе установления мира, безопасности и разоружения во всем мире. Мы всегда наблюдали за хорошим уровнем сотрудничества между правительством Украины и системой ООН.

Мы выражаем надежду на то, что Украина и в дальнейшем будет продолжать играть важную роль в проведении миротворческих операций и оказывать помощь в преодолении последствий природных катастроф, таких, как в Гаити, где особенно необходимая консолидация международных сил. Перспективным выглядит привлечение в будущем украинских мобильных госпиталей для быстрого оказания помощи в чрезвычайных ситуациях.

В рамках программы Волонтеры ООН существует национальная волонтерская программа для Украины, которую мы хотим усилить. Мы хотели бы, чтобы украинцы активнее становились международными волонтерами. Я убежден, что Украина всегда делегировала высокопоставленных представителей в ООН, которые активно участвовали в переговорных процессах Организации.

— Что вы можете сказать об участии Украины во Всемирной продовольственной программе (ВПП) ООН?

— Мы очень довольны тем, что Украина инициировала такое сотрудничество со Всемирной продовольственной программой ООН. В соответствии с Указом Президента от 18 ноября 2008 года, Кабинет Министров Украины издал Постановление о предоставлении гуманитарной помощи Республике Эфиопия в размере 100 тыс. тонн зерна. Это хороший вклад. Это стало прорывом для Украины в качестве активного донора в сфере обеспечения глобальной продовольственной безопасности. А именно, вы сделали значительный вклад в борьбу с продовольственным кризисом в Северо-Восточной Африке.

Я думаю, работа в направлении поддержки ВПП ООН путем оказания оперативной помощи и обеспечения продовольственной безопасности должна продолжаться, особенно с учетом того, что Украина — большая сельскохозяйственная страна.

— В заключение хотелось бы услышать ваше впечатление об Украине?

— Я самостоятельно принял решение сюда приехать, возможно, потому, что уже у меня было очень хорошее впечатление об Украине. Это одна из самых больших и очень важных стран в Европе, с интересной политической конъюнктурой. Страна очень разнообразная и интересная своими природными ландшафтами и ресурсами. Мне очень нравится искренность и особенный темперамент украинцев. Мне приятно работать с украинцами. Я сам европеец и поэтому чувствую себя здесь как дома. Украина издавна известна своим гостеприимством. Преимущества этой черты я почувствовал с первых дней пребывания, поверьте, это очень важно для иностранца. Здесь есть много чему поучиться.

Возможно, роль ООН в Украине не настолько ощутима как в странах, которые страдают от конфликтов или природных катастроф, но, по моему убеждению, мы можем сделать весомый вклад в становление демократии и усиление человеческого развития в Украине. Я рад, что могу принимать участие в этом процессе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать