Самая кровавая суббота Турции
Эксперт: «Этот теракт — месть за то, что Анкара последовательно усиливает свое сотрудничество с НАТО и США»![](/sites/default/files/main/articles/13102015/9turkey.jpg)
Сегодня в Турции завершился трехдневный траур по жертвам самого кровавого в истории страны теракта. В результате двух взрывов, прозвучавших в субботу в Анкаре, погибли 97 человек и еще 500 получили ранения. Турки собирались на марш «Труд. Мир. Демократия», который проходил в поддержку прекращения конфликта между турецкой властью и Рабочей партией Курдистана (РПК). Демонстрацию, в начале которой прозвучали взрывы, организовали в знак протеста против возобновления военного противостояния между правительством и Рабочей партией Курдистана. На митинге присутствовали сторонники прокурдской Демократической партии народов. Ее лидер Селахаттин Демирташ обвинил в организации нападения власть. Некоторые оппозиционеры даже намекает, что накануне выборов 1 ноября теракт сыграет в интересах партии власти, которая разыгрывает карту стабильности и защиты от курдской угрозы. Кроме того, оппозиция обвиняет власть в недостаточных мерах безопасности во время мирного марша и некачественной работе спецслужб, которые не смогли предупредить атаку двух камикадзе. В то же время, лидер главной оппозиционной силы — Республиканской народной партии — Кемаль Киличдароглу заявил: «Я не хочу никого обвинять сегодня. Но, конечно, необходимо задуматься над тем, как руководят этой страной. Ведь мы можем жить мирно все вместе. Я считаю, что министр внутренних дел и министр юстиции должны немедленно уйти в отставку, если они уважают свой народ и жертв теракта. Это их политическая ответственность».
Ответственность за преступление не взяла пока ни одна террористическая организация. Тем временем, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что в фокусе расследования дела о взрывах в Анкаре — экстремистская группировка «Исламское государство». Выступая на турецком телевидении, Давутоглу заявил, что следователи приблизились к установлению одного из подозреваемых через тест ДНК. По его словам, целью нападения было повлиять на результаты парламентских выборов, которые состоятся 1 ноября.
Однако некоторые аналитики считают, что за бомбовым нападением могут стоять другие силы: «Возможно, это ИДИЛ, но не стоит ограничиваться этой версией. Ведь это очень масштабный теракт, такой в состоянии организовать лишь силы, более мощные, чем ИДИЛ, которым будут выгодны последствия нападения. Возможно, ИДИЛ просто кто-то использовал, как это уже случалось ранее. Я думаю, что теракт планировался кем-то другим», — говорит турецкий обозреватель Энвер Сезгин.
Тем временем, ситуация в Турции беспокойная: в городе Диярбакир прокурдская демонстрация переросла в столкновения с полицией. Из-за силовой операции против курдских сепаратистов активисты обвиняют власть в заострении противостояния.
Напомним, 1 ноября в Турции должны пройти досрочные парламентские выборы — уже вторые за последние 3 месяца. Во время волеизъявления в июне руководящая Партия справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом впервые за 13 лет утратила большинство в парламенте. Прежде всего, из-за неожиданного успеха прокурдской силы.
«День» обратился к заведующему отделом Истории стран Азии и Африки Института всемирной истории НАН Украины Вячеславу ШВЕДУ с просьбой прокомментировать то, кто стоит за этим преступлением и как оно повлияет на парламентские выборы, которые пройдут в Турции 1 ноября:
— Сейчас Турция имеет решающее значение в развертывании успешной борьбы с терроризмом на Ближнем и Среднем Востоке, в частности против ИДИЛ. Анкара отчаянно борется не только с ним, но и с курдскими вооруженными группировками, которые взяли курс на подрыв перемирия, которого так долго достигали как турецкая власть, так и умеренные курдские лидеры.
Главной задачей этого чудовищного теракта было как раз «нейтрализовать» Турцию как одну из главных составляющих антитеррористической борьбы на Ближнем и Среднем Востоке — как против ИДИЛ, режима Башара Асада, так против экстремистских группировок, которые пытаются подорвать внутреннюю стабильность в Турции.
Думаю, что за этим терактом, скорее всего, стоит Исламское Государство. Не исключено, что они поддерживают связи с Рабочей партией Курдистана.
Теракт в Анкаре — очень серьезная и тщательно подготовленная операция, которую провели эти звери, чтобы встряхнуть Турцию и навязать ей панические настроения, обреченность и разочарование в собственные силы. К тому же в стране идет избирательная кампания.
Этот теракт — месть за то, что Анкара твердо и последовательно усиливает свое сотрудничество с НАТО и США. Они оказали значительную помощь Анкаре.
— Как эта трагедия повлияет на Турцию и, в частности, на выборы 1 ноября?
— Президент Турции Эрдоган — сильная личность. Он имеет большую харизму, и его поддерживают большинство народа. Его партнеры по коалиции и ближайшее окружение — опытные политики. Турция твердо продолжит свою линию несмотря на эти очень страшные удары. Она оправится, на помощь ей придут союзники. В конце концов, Турция еще больше поймет, кто ее настоящие враги, друзья и каким образом она должна дальше проводить свою политику, чтобы превратиться в стабильное и первое в истории исламское демократическое государство.
— А как может измениться после этого внешнеполитический вектор Анкары?
— Мы видим, что Турция отходит от стратегического партнерства с Россией. Анкара уже получила от Москвы несколько ощутимых «ударов». Турки понимают, что нынешний режим в России не дружественный для них. Турции очень важно продолжить эффективную политику исламской оппозиции в Сирии. Думаю, Турция не прекратит требовать отхода Асада от власти в Сирии.
Последние события должны предоставить новый толчок турецкой власти, чтобы усовершенствовать сотрудничество с НАТО, в частности в борьбе против терроризма, и повысить роль мусульманских стран в этом. Без решающего участия самих исламских стран победа над терроризмом невозможна.
Выпуск газеты №:
№186, (2015)Section
Мировые дискуссии