«Совместное использование знаний» открывает перспективы для всех

Может ли быть утопией новый проект «Совместное использование знаний » (knowledge sharing), новое «умное словечко» международного сообщества? Мы так не думаем. Несколько примеров являются красноречивее десятков аналитических материалов. В 1965 году Сингапур представлял собой города, переполненные лачугами, и экономика этой небольшой страны на юго-востоке Азии находилась в упадке. И тогда власть начала проводить решительную политику, направленную на инвестиции в образование, повышение квалификации работников и производительности труда, а также внедрение промышленности с высокой добавочной стоимостью. Сегодня в Сингапуре валовой национальный продукт на душу населения превышает соответственный показатель многих стран Севера.
Экономика, базирующаяся на равном доступе к знаниям и их распространении, открывает возможности для развивающихся стран, а также повышению благосостояния населения этих стран. Так, несмотря на бедность, индийский штат Керала сегодня может похвастаться уровнем человеческого развития близким к странам Севера: продолжительность жизни в этом штате повысилась до 73 лет и уровень школьного образования превышает 90%. Благодаря значительному вкладу Керала, Индия занимает восьмое место в мире по количеству научных публикаций.
В 1971 году несколько тысяч мигрантов поселились на пустой равнине в 20 километров от Лимы и создали город Вилла Эль-Сальвадор. Полагаясь только на себя, жители города основали образовательные центры и создали ассоциации — общества. Отважные усилия с активным участием женщин в развитии общины трансформировали местность, ранее состоявшую из хижин, в организованный город. В 1983 году город Вилла Эль-Сальвадор получил статус муниципалитета, а через четыре года основал свой университет. Сегодня 98% детей этого города посещают школы. При этом уровень неграмотности среди взрослых составляет 4,5% и является самым низким в стране. В городе сейчас живет 400 тыс. жителей, включая 15 тыс. студентов. Муниципалитет предоставляет пункты компьютерного доступа для жителей, чтобы они могли высказать свое мнение относительно вопросов, обсуждающихся общиной.
Таким образом, доступ к знаниям является мощным инструментом в борьбе против бедности. Сегодня это также ключ к накоплению богатства. Финляндия, испытавшая жесткий экономический кризис после распада бывшего СССР, сегодня считается образцом: она инвестирует почти 4% ВВП в исследования. Система образования Финляндии считается лучшей среди промышленных стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и отличие образовательного уровня учеников из разных учебных заведений является очень незначительным и свидетельствует о том, что успех обществ, базирующихся на образовании, может прекрасно сочетаться со справедливостью.
Это далеко не единичные примеры. Во всех частях света разные страны пребывают в процессе нахождения новых стилей развития, основанных на знаниях и интеллекте. Потенциал развития общества в будущем будет меньше зависеть от природного богатства, чем от способности создавать, распространять и использовать знания. Значит ли это, что ХХI век станет свидетелем развития обществ, базирующихся на равном доступе к знаниям? Поскольку знания являются общественным благом, которое должно быть доступным для всех, никто не должен быть исключен из общества знаний. Но доступ к знаниям не должен ограничиваться только распределением знаний или обменом ограниченными ресурсами, на которые претендуют страны, общества и индивиды.
В сетевых обществах творчество и возможность обмена знаниями или их общего использования значительно увеличиваются. Такие общества создают условия, особенно способствующие знаниям, инновациям, обучению и исследованиям. Новые формы сетевого общения, развивающиеся в интернете, являются горизонтальными, а не иерархическими, поощряют сотрудничество, а также иллюстрируются моделями «совместных» исследований или «открытого» компьютерного программного обеспечения.
Появление сетевых обществ и сопутствующее сокращение расходов на трансакции поощряет рост новых форм производственных организаций, базирующихся на обмене и сотрудничестве в рамках общин, совместно использующих ресурсы. Это особенно важное предостережение против искушений экономического благосостояния: эта новая практика дает основания надеяться, что мы сможем достичь справедливого баланса между защитой прав интеллектуальной собственности, необходимых для инноваций, и распространением знаний, которые относятся к общественной сфере.
Совместное использование знаний не может ограничиваться лишь созданием новых знаний, пропагандированием знаний, принадлежащих общественности, или сужению познавательного разграничения. Это включает не только общий доступ к знаниям, но также активное участие каждого. Следовательно, это будет ключом для демократий будущего, которые должны базироваться на новом типе общественного пространства, в которых настоящие демократические столкновения и рассуждания внутри гражданского общества сделают возможным решение возникших социальных проблем в ожидаемые сроки. В некотором отношении «Гибридные форумы» и конференции граждан будут предусматривать такое развитие.
Вместе с тем, на пути к совместному использованию знаний стоят многочисленные препятствия. Подобно другим решениям, которые мы предлагаем, они лежат в основе мирового доклада ЮНЕСКО «К обществам, базирующимся на знаниях», подготовленной под руководством Жерома Бинде и напечатанной несколько месяцев назад. Несомненно, дискуссии ХХI века, которые мы организовали в ЮНЕСКО на тему совместного использования знаний, помогли идентифицировать их более четко: поляризация, цифровое распределение и, что намного более серьезно, разрыв в знаниях и неравенство полов — все это является главными преградами на пути совместного использования знаний. Чтобы преодолеть эти преграды, общества должны масштабно инвестировать в образование всех граждан на протяжении всей жизни, в исследования, развитие информации и рост «учащихся обществ», развивать большее уважение к разнообразию познавательных культур, а также к местным, традиционным и аутентическим знаниям. Совместное использование знаний никогда не будет перспективой потому, что это не проблема, а ее решение. Совместное использование знаний не разделяет, а приумножает их.
Выпуск газеты №:
№187, (2006)Section
Мировые дискуссии