Перейти к основному содержанию

Современный мегаполис: цели и приоритеты

13 мая, 00:00
Все без исключения большие города мира испытывают сложности развития. Диктат денег, сужение общественного и жизненного пространства, транспортные проблемы, экологическое неблагополучие — в этом мегаполисы мира очень похожи. Отличаются они тем, как решаются эти проблемы и насколько силен голос общественности, насколько интересы городской бюрократии и приближенного к ней бизнеса подконтрольны городским общинам. Как реформируют мегаполисы в Бразилии — об этом в статье, которая, думается, будет интересна и украинскому, в особенности столичному, читателю.

Недавно было предложено возвести стену вокруг печально известных трущоб Рио-де-Жанейро. У нее была бы та же цель, что и у той позорной стены, которая когда-то разделяла Берлин, и той стены, которую строит Израиль для того, чтобы отрезать себя от палестинских территорий: изолировать людей. В Рио изолированными людьми были бы жители обширных и кишащих преступлениями городских трущоб.

Стену, конечно, никогда не построят. Даже если бы ее построили, проблемы массовой урбанизации XXI столетия нельзя решить такими грубыми методами. «Столетию урбанизации», как его называет Организация Объединенных Наций, потребуются творческий потенциал и воображение, новшества, а не грубые кирпичные стены или некие более тонкие границы безопасности.

Рассмотрим Сан-Паулу, четвертый по размеру город в мире — мой родной город. Наше прошлое и настоящее является будущим для многих других мегаполисов. Из шести миллиардов людей в мире более 50% живут в городах.

Темп урбанизации ошеломляет. В 1975 г. только 38% населения мира жили в городах; к 1998 г. уровень вырос до 47%. К 2015 г. число достигнет или превысит 55%. В 1975 г. только в 100 городах население превышало один миллион; к 2015 г. 527 городов переступят эту планку. В 1960 г. было только два мегагорода с населением более 10 миллионов, в настоящее время их 18, а в 2015 г. будет где-то 26.

Новой географии требуются новые отношения и стратегии планирования. Мегагорода предъявляют требования региональным экономическим системам, усилиям по сохранению мира и экономическому и общественному развитию. Все эти факторы являются тем более сложными из-за большого глобального разбаланса, который характеризует современную урбанизацию. Двадцать один мегагород по прогнозам на 2015 г. придется на развивающиеся и менее развитые страны в то время, как 80% городов в мире, в которых живут те, кто принимают решения, расположены в северном полушарии.

Эта ситуация будет усугубляться некоторым риском, связанным с глобальной экономикой во главе с финансовым сектором. Пока безработица все больше концентрируется в одном полушарии, а доход и капитал сконцентрированы в другом. Результатом стал растущий разрыв между богатыми и бедными вместе с соответствующим ростом особого вида городской бедности, которая сильно терзает такие города, как Рио- де-Жанейро. В конечном счете наиболее серьезные городские проблемы южного полушария выльются в массовую миграцию в северные города.

Представьте себе городскую географию в виде архипелага. На его островах живут современные потребители, связанные в мировом масштабе своим потребительским поведением, компьютерами и способностью зарабатывать достаточно для того, чтобы поддерживать свой образ жизни и быстрый ритм. Окружают эти острова, однако, океаны «исключенных людей». Нью-Йорк является очень большим островом в маленьком океане в то время, как в Мумбае мы видим крошечный остров и громадный океан.

Я много думал об этом образе, когда мэр Сан-Паулу Саплици попросил меня подготовить новый стратегический мастер- план для наших 10,4 миллиона человек — цифра, вырастающая до 17,4 миллиона, если учесть пригороды. Десятилетний план развития Сан-Паулу был готов через шесть месяцев и обсуждался в течение следующих шести месяцев на более чем 200-х общественных встречах перед тем, как получил одобрение муниципального совета в 2002 г.

Главные новшества были основаны на восприятии того, что городское развитие является коллективной задачей. Местный орган власти должен способствовать развитию частных инвестиций для достижения более пригодных условий жизни в городах. Помня об этом, мы использовали новый инструмент планирования, который позволяет сделать права на строительство более гибкими. Это означает, что мы можем сохранить площадь земли для водоразделов, парков или других экологических или исторических площадей, но и позволить владельцам собственности продавать и передавать свои права на строительство в других местах. Это означает, что в городе будет больше зелени и он сохранит больше истории, не прекращая при этом крайне необходимое строительство.

Мы также уменьшили свободную площадь этажа здания, но позволили строителям строить вверх. В обмен на это они должны внести свой вклад в общественный фонд улучшения жилищных условий, экологических и инфраструктурных усовершенствований. Другими словами, они должны купить виртуальную землю у города. С начала этого года такой механизм должен произвести $40 миллионов в год. Более того, здания с более высокой плотностью застройки будут расположены около станций метро или другого общественного транспорта. Мы также предусматриваем детальное планирование окрестностей, целью которого является добавить больше общественного пространства.

Такие новшества идут рука об руку с другими инициативами, которые стремятся перераспределить плоды развития. Они включают программы распределения дохода, специальные школы в бедных секторах, которые объединяют образовательные, культурные и спортивные услуги, и систему переработки 13000 тонн отходов, производимых ежедневно. Все это создает новые рабочие места.

Наиболее важно то, что эти и другие реформы — например новые системы общественного транспорта и система здравоохранения, основанная на концепции семейных врачей, — должны быть предприняты с участием людей, которых они затрагивают. Именно граждане городских анклавов принимают участие в установлении бюджетных приоритетов и предоставлении рекомендаций правительству через децентрализованную политику администрации.

Смысл этих изменений заключается в том, чтобы в конечном счете помочь распределению дохода и улучшить качество жизни всех жителей Сан- Паулу. Многие из этих новшеств, я уверен, могут быть воспроизведены и в других больших городах.

Йорге ВИЛЬХАЙМ — архитектор, урбанист и автор книг — занимал несколько правительственных постов. Бывший заместитель генерального секретаря Второй конференции по жилищным условиям ООН (1996 г.). В настоящее время возглавляет отдел планирования в мэрии Сан-Паулу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать