Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Свой враг»

Пакистан борется с внутренними угрозами
20 сентября, 19:55
ОДНА ИЗ МНОГИХ ПРОБЛЕМ ПАКИСТАНА НА ПУТИ АНТИТЕРРОРА — ПОЛЕВЫЕ КОМАНДИРЫ В ПРОВИНЦИЯХ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ ПРИКАЗАМ ОФИЦИАЛЬНОГО ИСЛАМАБАДА / ФОТО РЕЙТЕР

Союз в борьбе против терроризма между пакистанским президентом генералом Первезом Мушаррафом и Соединенными Штатами необходим не только для Америки, но и для Пакистана — страны с преобладающим мусульманским населением, социальную ткань которой разрывают воинственность и беззаконие. Но окажется ли, в конечном итоге, исключительное сосредоточение внимания на военной мощи нецелесообразным?

Комиссия по правам человека Пакистана, возможно, наиболее заслуживающая доверия организация по правам человека в стране, утверждает, что в то время, как «насилие, которое сейчас глубоко проникло в общество, необходимо выкорчевать в течение ближайших лет», эта задача «бросает гораздо больший вызов, чем просто задержание и насилие над теми, кого власти считают воинствующими».

Выступая против «Аль-Каиды» и Талибана, многие представители крошечного среднего класса Пакистана оказываются союзниками людей, которых они ненавидят, — экстремистов, искаженная религиозность которых нарушает терпимую версию ислама, преобладающую в этом регионе. Многие прогрессивные горожане — представители среднего класса, таким образом, оказываются перед дилеммой: как примирить стремления к лучшему образу жизни, символом которых является Америка, с возрастающим отвращением к политике Соединенных Штатов.

Перед теми, кто придерживается религиозного права, нет никакой дилеммы: они просто открыто ненавидят Америку и ее политику и выступают против всего «неисламского», включая телевидение, фильмы, радио и даже местные виды танца и музыки. Интересно то, что к компьютерной технологии это не относится, поскольку ее можно использовать для продвижения экстремистских целей.

Однако в то время, как прогрессивные люди Пакистана выступают против милитаризма и насилия в принципе, религиозные фундаменталисты без сожаления обращаются к насилию, чтобы укрепить свою точку зрения, — таким образом, представляя собой угрозу не только для генерала Мушаррафа, который пережил, по крайней мере, две попытки убийства, но также и для тех, кто защищает права человека.

Воинствующие нападают также на неправительственные организации, особенно те, которые расположены на неразработанных племенных Северных территориях, лежащих вне предписания пакистанского закона. В этом регионе, где через гористую местность проходит граница с Афганистаном, много сочувствующих Талибану среди пуштунов. Группы по защите прав человека на протяжении долгого времени призывали к необходимости расширить предписание Пакистанской Конституции на племенной пояс, где религиозные партии имеют широкую поддержку.

Эти религиозные партии, коалиция которых в настоящее время возглавляет провинциальное правительство в Северо-западной пограничной провинции, были второстепенными с политической точки зрения до тех пор, пока не приобрели влияние за счет усилий военного диктатора Пакистана 1980-х годов — генерала Зия уль-Хака, который возглавлял тайное вмешательство Пакистана в войну против советской оккупации Афганистана. За время его правления политика, основанная на религии, росла наряду с количеством религиозных школ (медресе) и бойцов, обученных и экипированных пакистанскими и американскими спецслужбами.

Террористические нападения 11 сентября 2001 года и последующее давление из Вашингтона привели в Пакистане к повороту в обратном направлении, подальше от политики джихада. В настоящее время многие бывшие чиновники, которые имели отношение к той политике, такие, как Мушахид Хуссейн, бывший министр информации, признают, что Пакистан давно должен был сдержать воинственность.

Принимаются меры предосторожности — такие, как пересмотр законов и учебных планов, основанных на религии, которые внесли свой вклад в ползучую талибанизацию пакистанского общества. Для активистов по защите прав человека нелепым является то, что избранное на выборах (но в основном возглавляемое военными) правительство, против которого они в принципе выступают, должно предпринимать реформы, за которые они так долго боролись, но которые игнорировали избранные на выборах гражданские правительства.

Несмотря на жестокую оппозицию со стороны религиозных партий, были одержаны небольшие победы: например, два медресе согласились включить в свои учебные планы светские предметы, такие, как математика, английский язык и компьютерная грамотность. Также было применено административное воздействие против нескольких религиозных учреждений за вторжение на общественное пространство — фактически неслыханное явление с тех пор, как начался официальный патронаж религиозных партий в 1970-х годах, когда их кадры были нужны для войны против Советского Союза.

Но «война с террором» также предоставила этому правительству легитимную возможность арестовывать и задерживать подозреваемых без обвинения. Более отвратительные нарушения прав человека также вышли на свет. Оари Нур Мохаммад, религиозный активист в Фейсалабаде (провинция Пенджаб), недавно был арестован и задержан на несколько дней без предъявления обвинения, а потом его труп был брошен перед его домом.

Недостаток честности, сопровождющий борьбу Пакистана с «терроризмом», вносит свой вклад в растущее предубеждение общественности против кампании антивоинственности, которая в значительной степени воспринимается как проходящая под давлением Соединенных Штатов. Особенно вздорной является продолжающаяся военная операция в районе Уана на Северных территориях, в которые пакистанская армия вошла впервые. Операция в Уане, нацеленная против членов «Аль- Каиды» и Талибана, которые, как полагают, скрываются там, привело к нескольким жертвам среди гражданского населения, включая женщин и детей, и лишило дома свыше 30000 людей.

Но вопрос групп по защите прав человека состоит в том, прежде всего, как от пятисот до шестисот членов «Аль-Каиды», которые, по утверждению правительства, скрывались на этой территории, могли туда попасть, чтобы там расположиться.

По сравнению с его военным предшественником, Мушарраф, который рекламирует броскую идею «просвещенной умеренности», считается прогрессивным лидером. В то время, как преданно религиозный Зия был полезен для того, чтобы повысить исламские настроения против СССР, Мушарраф необходим в настоящее время для того, чтобы сдержать те самые силы, которые угрожают не только глобальной безопасности, но и самому Пакистану. Однако еще предстоит увидеть, будет ли он достаточно прогрессивен.

Бина САРВАР — писатель и кинопродюсер, которая принимает активное участие в защите женских прав, прав человека и в движении за мир в Пакистане.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать