Тень Бидзины над новыми властями
Эксперт: «Грузией будет управлять Иванишвили — неважно, кто будет президентом»В воскресение в Грузии прошла инаугурация нового президента Георгия Маргвелашвили. Одновременно с этим в стране состоялось еще одно событие — Грузия перестала быть президентской, став парламентской республикой. Напомним, Маргвелашвили, ставленник уже экс-премьера, миллиардера Бидзины Иванишвили, победил на октябрьских выборах кандидата от оппозиционного Национального движения Давида Бакрадзе.
Согласно новой конституции, полномочия и ответственность у президента есть, но они не значительны в сравнении с тем, которые имел Михаил Саакашвили.
Георгий Маргвелашвили, по образованию философ, является бывшим ректором Грузинского института общественных дел, а также занимал пост министра образования в кабинете Иванишвили. Президент-философ — четвертый глава Грузии и первый, сменивший своего предшественника законным путем, без революции и переворота, отмечает Би-Би-Си.
В инаугурационной речи Маргвелашвили отметил, что Грузия продолжит курс на сближение с ЕС и НАТО. «Гражданин Грузии, как личность, является европейцем, неотделимой частью западной цивилизации», — заявил он. В то же время, президент также отметил, что страна готова «углублять диалог с Россией», решая проблемы «на основе взаимного доверия».
Комментируя вступление на должность своего соратника премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что с его инаугурацией «в Грузию пришла истинная демократия». «У нас будет поистине европейский президент Георгий Маргвелашвили», — добавил Иванишвили.
Впрочем, журналист Миша ТАВХЕЛИДЗЕ со скепсисом оценивает нового президента. «Влиять на политическую установку в Грузии ему будет сложно (исходя из новой конституции. — Ред.). Он не назначает правительство, не может никак на него влиять и т.д. помимо этого, сам Маргвелашвили — слабая фигура. Поэтому, я бы не стал ожидать от него какой-нибудь активной политической деятельности или попытки влиять на события», — сказал в комментарии «Дню» г-н Тавхелидзе.
Новым премьером Грузии, который сменил на посту Иванишвили, стал Ираклий Гарибашвили. Вчера его кандидатуру уже одобрил новый президент. Сам же Гарибашвили представил свой кабинет, состоящий из 17 министров.
«Нашему новому премьер-министру — чуть больше 30 лет. Я бы сказал, что он «ручной» политик Бидзины Иванишвили», — продолжает Миша Тавхелидзе. — Куда Бидзина скажет, туда он и поведет. Самостоятельно, он вряд ли будет принимать какие-то решения. Судя по последнему году, в который он был министром внутренних дел, у некоторых сложилось впечатление, что для него это все выглядит как некая игра. На самом деле, Грузией будет управлять Бидзина Иванишвили — неважно, кто будет президент, премьер».
Между тем, по словам г-на Тавхелидзе, особой борьбы за наследие Саакашвили не будет. «Очень трудно будет объяснить, почему люди должны жить хуже, чем в предыдущие годы. На кадровом уровне эта борьба будет идти (замена старых людей новыми). Бидзина Иванишвили вряд ли посмеет начать уголовное преследование против Саакашвили. А тех, кого он хотел посадить, — уже посадил», — резюмирует журналист.
«День» обратился к политологу Нике Читадзе (Тбилиси) и главному редактору газеты «Резонанс» Лаше Тугуши с вопросом: насколько новое правительство Грузии будет влиятельным и независимым от Иванишвили?
«ИВАНИШВИЛИ БУДЕТ ВСЯЧЕСКИ СТАРАТЬСЯ РУКОВОДИТЬ ПОЛИТИКОЙ»
Ника ЧИТАДЗЕ, политолог:
— Влияние Маргвелашвили на этом этапе будет значительно слабее, учитывая то, что согласно поправкам в конституции институт президента ослабевает, влияние премьер-министра и парламента возрастают. Думаю, что основная политическая тяжесть будет сконцентрирована именно в руках премьера. Президент уже не будет обладать законодательной инициативой в парламенте, слабеет его роль во внутренней внешней политике Грузии. Для подписания разного вида международных соглашений — ему будет нужна поддержка правительства. Таким образом, в Грузии наступает новая эра — полупарламентская модель, когда президент будет выбираться всеобщим голосованием.
Лидерство премьера Гарибашвили зависит от того, насколько г-н Иванишвили будет вмешиваться в политические процессы. Может быть, он сможет влиять на определенные процессы. Если Гарибашвили в этом случае поведет более независимую политику, то он сможет улучшить социально-экономическое положение в Грузии. У него западное образование и опыт работы в руководящих органах, в том числе, в частном и госсекторе — был министром внутренних дел Грузии. С другой стороны, в это время он находился под влиянием Иванишвили и нельзя сказать, что полиция была аполитичным органом.
Думаю, что Иванишвили будет всячески стараться руководить политикой, и это не окажет положительного влияния на политические процессы в Грузии и на ее интеграцию в евроатлантические структуры.
На Саакашвили ожидается определенное давление, и новые власти будут стараться воздействовать на политическую деятельность главной оппозиционной силы. Потому что последние выборы показали, что Национальное движение является главной оппозиционной силой в стране. Поэтому, для понижения его рейтинга, будет вестись информационная война. С другой стороны, давление не будет радикальным, учитывая тот факт, что в рамках Вильнюсского саммита, Грузия должна взять определенные обязательства. Если она будет иметь ответственность перед ЕС, то давление ослабеет, но с другой стороны, ожидаю, определенные проблемы.
«МЫ ПРИВЫКЛИ ЖИТЬ БЕЗ ПЛОХОГО НАСЛЕДИЯ, КОТОРОЕ ДОСТАЛОСЬ ОТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
Лаша ТУГУШИ, главный редактор газеты «Резонанс»:
— Несмотря на то, что новый президент не имеет полномочий, которые были у предыдущего, он является членом политической команды. Он не «старый» игрок — пришел к власти после прихода «Грузинской мечты». Маргвелашвили был министром образования, а до этого — ректором одного из вузов в Грузии. Сейчас только можно говорить формальные вещи, потому что у него нет большого политического прошлого. Он просто будет «играть» в команде «Мечты».
Иванишвили имеет большое влияние на премьер-министра и на других членов команды. Я бы не сказал, что Гарибашвили будет «ручным» премьером. Надо посмотреть, как они будут работать. Однако, надеюсь, что работа пойдет в русло демократизации и модернизации, потому что роль парламента усиливается. Его председатель уже сказал, что парламент не будет кивать головой на предложения правительства. Думаю, работа будет протекать в таком русле и будут возможность смотреть на политические процессы более трезво.
Что касается самого Иванишвили, — это сложный вопрос — какое место он займет после отставки. Мы надеемся, что политические процессы будут максимально открытыми. Это уже задача грузинской демократии, чтобы закулисных игр было как можно меньше, а прозрачности — как можно больше. Надеюсь, что большую роль отыграет и гражданское общество, и масс-медиа. Несмотря на то что это новая ситуация для нас, у нас нет большого опыта жить в демократии, но даже вопреки этому, надеюсь, наше общество преодолеет это. Мы будет двигаться, развиваться и идти дальше.
Одно из наследий Михаила Саакашвили — большая фракция в парламенте, которая очень активна. Там есть опытные политики. Естественно, у Саакашвили были как ошибки, так и достижения. Думаю, мы не катимся назад. Те достижения, которые были у него — не улетучатся.
В последний год его власть была скорее формальной, потому что он передал ее правительству. Однако ситуация не изменилась — при Саакашвили полиция не брала взятки. Сегодня ситуация такая же. Можно сказать, что мы привыкли жить без плохого наследия, которое досталось от Советского Союза. Это, конечно же, достижение Саакашвили и его власти. Думаю, мы сделали шаг вперед, изменив власть через эти выборы. Сейчас мы видим новые задачи — углубление демократии и улучшение экономической ситуации. Пока больших сдвигов в экономике не видно, но надеюсь, что те обещания, которые перед выборами дала «Грузинская мечта» будут выполнены, как и реформы, которые они обещали гражданам.
Выпуск газеты №:
№211, (2013)Section
Мировые дискуссии