Украина — не Индия. К сожалению
С каких позиций оценивать тех или иных политических деятелей колониальной страныВ ночь на 7 апреля произошел очередной акт вандализма, нацеленного на памятники деятелям украинского национально-освободительного движения. В этот раз жертвой неизвестных стал памятник Степану Бандере в селе Великосилки Каменка-Бугского района Львовской области. «Памятник установлен напротив школы, где сейчас работает избирательный участок на промежуточных выборах во Львовский областной совет, — сказано в сообщении пресс-службы Львовской областной организации ВО «Свобода». — Около 7:00 представители участковой комиссии пришли на участок, где должно было состояться заседание УИК, и увидели разбитый памятник. Сразу вызвали милицию. Похоже, злоумышленники сняли бюст с постамента с помощью автомобиля».
Могут заметить: этот раунд «войны памятников» является ответом на то, что сделали «свободовцы» в Ахтырке, разрушая монумент Ленину. Безусловно, это ответ. Но чей и направленный против чего?
Памятники Ленину-вождю — это памятники политику, который послал войска для подавления украинской независимости. Это — символы пребывания советской Украины в составе СССР в качестве то ли колонии, то ли протектората (в разные периоды было по-разному). Это — знаки несамостоятельного бытия и несамостоятельного мышления как значительной части наших соотечественников, так и большинства так называемой «политической элиты». Это — указатели последующей «очарованности на Восток», политической и культурной ориентации на Москву.
В свою очередь, разрушение памятников деятелям освободительного движения — тоже символ из этого ряда: борцов за независимость чествовать нельзя! Украина — не совсем самостоятельное государство, а составляющая «Русского мира», который заступает собой место «новой исторической общности — советского народа»! Ура!
При этом ключевой аргумент тех, кто приветствует уничтожение памятников деятелям украинского освободительного движения, — то, что эти деятели, дескать, в той или иной форме сотрудничали с Германией накануне Второй мировой войны и в ее начале. Словно не опубликованы документы, которые подтверждают сотрудничество Ленина и его соратников с Германией во время Первой мировой войны.
Но дело не в том, сколько денег Ленин получил на борьбу против власти Российской республики в 1917 году. Дело в том, с каких позиций оценивать тех или иных политических деятелей колониальной страны.
...Субхаш Чандра был одним из главных деятелей индийского освободительного движения 1920—1940 гг. С 1928-го вместе с Джавахарлалом Неру Чандра Бос становится лидером левого крыла Индийского национального конгресса (ИНК) — ведущей политической силы, которая добывала в борьбе независимость страны. В 1938 году он был избран президентом ИНК, отодвинув на второй план умеренного социалиста Неру. Но все его попытки наладить связь с Москвой ради получения оттуда помощи оказались неудачными: «индийские буржуазные националисты» в глазах Кремля были враждебной силой.
И тут начинается Вторая мировая война. Руководство ИНК раскололось; никто из его лидеров не считал возможным безоговорочно поддержать метрополию — Великобританию. При этом неофициальный лидер ИНК Мохандас Ганди, называемый еще Махатмой, был против любой войны как средства решения политических проблем. Джавахарлал Неру считал возможным поддержать Британию и другие демократические государства только в случае предоставления Индии независимости, то есть требовал статуса равноправного союзника. А вот Чандра Бос назвал войну Британии с Германией «империалистической», одновременно выдвинув лозунг «враг моего врага — мой союзник» — дескать, поражение Британии в войне полезно для Индии, для обретения ею свободы. Сторонники Чандра Боса создают партию «Форвард Блок». Эта партия считает возможной подпольную и вооруженную борьбу против британского господства в Индии, остальная часть ИНК стремится к мирному, ненасильственному изменению статуса своей страны. В начале 1941 года Субхаш Чандра Бос пытается через Афганистан добраться до СССР, он в мечтах видит Красную армию, которая несет свободу Индии. Но советский посол избегает встречи с ним, а вот немецкое посольство предлагает сотрудничество — и Чандра Бос улетает в Берлин. Там его принимают нацистские лидеры, он создает радиостанцию, которая ведет предназначенную для индусов антибританскую пропаганду, и формирует Индийский легион численностью до 4500 штыков. Но публичные выступления Боса против нацистского антисемитизма и против войны с СССР как «дружественным социалистическим государством» приводят к тому, что его на подводной лодке отправляют в оккупированную японцами Индонезию.
Здесь индийский политик договаривается с японским правительством о союзе и формировании армии. В конце 1942 года он возглавляет временное правительство Свободной Индии, официально объявляет войну Великобритании и формирует из числа эмигрантов и военнопленных Индийскую национальную армию — три дивизии, 40 тысяч штыков. Эта армия действует на территории Бирмы и, когда война переносится на индийскую территорию, вступает туда. Но это уже 1944 год, война Германией и Японией безнадежно проиграна, к тому же японцы с подозрением относятся к ИНА, не предоставляют ей достаточное военное обеспечение. В результате армия терпит поражение и отступает с индийской территории. Чандра Бос вылетает в Маньчжурию, опять пытается установить контакты с СССР и то ли погибает в авиационной катастрофе на Тайване, то ли добирается до цели и попадает в ГУЛАГ (по крайней мере существует ряд свидетельств о последнем...).
Между тем ИНК достиг существенных успехов в борьбе с колонизаторами и заставил британцев согласиться на предоставление независимости Индии после завершения войны. Преступления же нацистов вынудили даже убежденного пацифиста Махатму Ганди в 1942 году благословить индийцев на войну с нацизмом — до победы. Поэтому в составе Британской армии на всех фронтах появились многочисленные индийские соединения и части, вклад которых в победу ООН над государствами Оси очевиден. В 1946 году Джавахарлал Неру стал вице-премьером переходного правительства, а в следующем году он возглавил независимую Индию.
Казалось бы, все понятно: Ганди и Неру — «правильные» политики, а Чандра Бос — «неправильный». Первым двум — почет, последнему — презрение.
Но в действительности все иначе. Чандра Бос — один из самых уважаемых в Индии деятелей освободительного движения. А его партия «Форвард Блок» успешно дожила до ХХІ века и входила не раз в правительственные коалиции. И не удивительно: ведь этот политик со своим правительством Свободной Индии и со своей армией по другую сторону фронта воевал за те же стратегические цели, за которые боролись Ганди и Неру. В Индии смогли найти место в пантеоне национальных героев всем, кто честно боролся за свободу своей Родины, кто воевал за нее в составе разных армий и разных альянсов во время Второй мировой войны. Поскольку в Индии и власть, и интеллектуальная элита, и политические деятели умеют мыслить стратегически и индиецентристски.
Вместе с тем в Индии нет памятников королю Джорджу ІІІ, при котором англичанине активно завоевывали эту страну, или генералам, которые подавляли Сипайское восстание. И вовсе не потому, скажем, что своевольная политика этого короля вызвала восстание американских колоний, или потому, что его действия едва не стали причиной краха британского парламентаризма. Нет, речь идет об индийских интересах, о свободном от неоколониальных шор виденье мира...
...Каждый год 15 августа в День Независимости многотысячная толпа по обеим сторонам улиц Нетаджи Субхаш Чандра Бос Марг, Бахадур-шах Зафар Марг, Тилак Марг и Радж Патх, по которым пролегает традиционный маршрут кортежа премьера к Красному форту, где происходит основанная еще Неру церемония торжественного поднятия флага, приветствует правительственные автомобили, а затем по радио и с помощью Интернета слушает речь лидера страны. Нам же, похоже, в ближайшие годы ничего подобного не угрожает, синтез украинской истории (именно украинской, а не попытка подчинить историю Украины истории советско-российского имперского государства) происходит разве что на страницах немногочисленных изданий. Поэтому, по-видимому, еще долго маршрут торжественной правительственной церемонии в Киеве не будет пролегать мимо памятников Грушевскому, Хрущеву, Мазепе, Петлюре, Шумскому, Багряному и Шухевичу...
Выпуск газеты №:
№64, (2013)Section
Мировые дискуссии