Перейти к основному содержанию

Возвращение Японии

19 ноября, 10:18
Джозеф С. НАЙ — американский политолог

«Япония вернулась!» — объявил премьер-министр Синдзо Абэ во время визита в Вашингтон в начале этого года. Но в то время как Япония может быть на верном пути после двух десятилетий экономической стагнации, все еще предстоит сделать многое, чтобы обеспечить многолетнее будущее страны.

В июле Либерально-демократическая партия (ЛДП) Абэ одержала победу в обеих палатах парламента — оглушительная победа, которая говорит о сильнейшем политическом мандате, который японский лидер получил за многие годы. Как результат, вероятнее всего, Абэ останется у власти дольше, чем его слабые предшественники, большинство из которых не продержались больше одного года.

Тем временем экономика Японии, кажется, восстанавливается от десятилетий недомогания, поскольку в этом году темп роста превысил 3%. Более того, после тройного шока от землетрясения, цунами и ядерной катастрофы в 2011 году Японии удалось (при значительных затратах) восстановить 25% ее энергоресурсов, которые обеспечивали неработающие реакторы на электростанции Фукусима Дайичи. Объявление о том, что Токио будет принимать у себя Олимпийские игры в 2020 году, также укрепило общественную уверенность.

Скептики беспокоятся, что экономический прогресс может долго не продлиться, утверждая, что высокий темп роста является лишь отражением свободной валютно-кредитной политики и финансового воздействия, — стратегия, которую инфляция приведет в состояние неустойчивости. Сторонники Абэ отвечают, что третья «стрела» «Абэномики» — структурные реформы по увеличению продуктивности — только сейчас была вынута из колчана. Они подчеркивают способность Абэ преодолевать сопротивление мелких фермеров-рисоводов, которые являются частью избирателей ЛДП, против японского участия в переговорах по поводу Транстихоокеанского сотрудничества, которое бы открыло японскую экономику для мировой конкуренции.

Тем не менее Япония сталкивается с серьезными долгосрочными вызовами. Во-первых, из-за уровня рождаемости ниже уровня замещения население Японии стареет и сокращается. Нейтрализация этой тенденции потребует увеличения иммиграции и вовлечения большего количества женщин в качестве трудовых ресурсов, что будет нелегко осуществить. Традиционно Япония не является страной иммиграции, а в рейтинге мирового гендерного разрыва Мирового экономического форума, который оценивает 136 стран, Япония занимает 105-е место. Но, конечно, это может измениться — и Япония имеет историю успешного обновления своей страны.

Пожалуй, самый опасный вопрос о будущем Японии касается ее отношений с соседними странами — Северной Кореей, Южной Кореей и Китаем. Недавние опросы свидетельствуют о том, что Япония сохраняет значительную «мягкую» власть на мировой арене, чего нельзя сказать об ее ближайших соседях.

В отличие от Европы, где Германия поборола наследие Второй мировой войны путем интеграции в Европейский Союз, Северо-Восточная Азия все еще обременена историей. Соседние страны считают, что извинений Японии за прошлую агрессию недостаточно. Они не помогают, т.к. некоторые корейские и китайские лидеры используют антияпонскую риторику для получения поддержки у себя дома.

В Японии такая непрекращающаяся критика инициировала негативную реакцию националистов, подстегивая политиков отвечать подобным образом во время избирательной кампании в прошлом году. К примеру, Абэ угрожал объявить недействительными официальные извинения, принесенные бывшими лидерами и чиновниками за жестокость и зверства, совершенные японской армией во время Второй мировой войны, а также заявил о своем намерении посетить неоднозначно воспринимаемый мировой общественностью храм Ясукуни, в котором прославляются не только жертвы войны, но и военные преступники. Пока Абэ не сделал этого. Однако некоторые обозреватели уверены, что он посетит Ясукуни в какой-то момент, тем самым сделав еще более напряженными отношения между Японией, Южной Кореей и Китаем.

Территориальные споры обострили напряженное состояние в значительной степени. Китай оспаривает японский контроль над более чем семи квадратными километрами небольших островов — острова Сэнкаку в Японии и острова Дяоюйдао в Китае — в Восточно-Китайском море. В то время первые претензии соперников датируются концом XIX века, последнее обострение, которое включает в себя антияпонские демонстрации в Китае,  началось в сентябре 2012 года, когда японское правительство приобрело три очень маленьких острова у частного японского собственника.

Ёсихико Нода, который был премьер-министром Японии в то время, сказал, что он решил приобрести острова для японского центрального правительства, чтобы предотвратить покупку островов губернатором Токио Синтаро Исихара с использованием муниципальных фондов. Нода боялся, что Исихара, который был широко известен своим националистическим поведением, попытается занять острова или найти другие способы, чтобы с их помощью подстрекать Китай.

Но китайские должностные лица увидели в этом поступке доказательство того, что Япония пыталась нарушить статус-кво. Некоторые из них даже утверждали, что Япония пытается изменить территориальные итоги Второй мировой войны.

В мае 1972 года Окинава, которым управляли США, в также острова Сэнкаку переходят опять под управление Японии. Спустя несколько месяцев, когда Китай и Япония работали над стабилизацией отношений, японский премьер-министр Танака Какуэй спросил китайского премьера Чжоу Эньлая об островах; Чжоу ответил, что данный спор следует оставить для следующих поколений, чтобы не мешать стабилизации.

В итоге обе страны сохранили свои требования на суверенитет. И хотя Япония осуществляет административный контроль, китайские корабли и самолеты регулярно входят в японские воды, чтобы отстоять свое право. И, несмотря на то, что договор о безопасности между США и Японией служит сдерживающим средством, всегда есть опасность просчета.

Быстрое решение вопроса относительно островов Сэнкаку (или по вопросу менее громкого японского конфликта с Южной Кореей по поводу скалы Лианкур, контролируемой корейцами) невозможно, но Япония могла бы быть более инициативной. К примеру, сообщив о своем желании разрешить территориальные споры в Международном суде, японские власти могли бы помочь рассеять ощущение милитаризма.

Более того, Японии следует предпринять независимые действия по обозначению островов Сэнкаку в качестве международного морского заповедника, свободного от обитания или использования в военных целях. Китай может не согласиться, но такой поступок мог бы, по крайней мере, поставить задачу на второй план, усиливая имидж Японии как миролюбивой страны.

Японии и Северо-Восточной Азии нужны смелые инициативы, которые фокусируются на будущем. Пришло время дать истории отдохнуть.

Проект Синдикат для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать