Все – на борьбу с пиратами
Международное сообщество ищет пути борьбы с новым злом XXI векаВ Аденском заливе Индийского океана находится довольно большая эскадра боевых кораблей разных стран, брошенных на борьбу с пиратами. Недавно индийский фрегат Tabar потопил пиратское судно, хотя большинству корсаров на двух быстроходных лодках удалось спастись. Британские морские пехотинцы остановили рыбацкое судно под йеменским флагом, которое безуспешно пыталось напасть на датское контейнерное судно. Восемь пиратов были арестованы и переданы кенийским властям. Но все эти успехи просто меркнут перед все возрастающей активностью пиратов, захвативших саудовский танкер Sirius Star с 2 млн. баррелей нефти на борту. Корабль принадлежит компании Vela International, входящей в государственный нефтяной концерн Саудовской Аравии Saudi Aramco. Стоимость судна, которое только недавно сошло с верфи в Южной Корее, составляет $100–150 млн, плюс груз нефти — $100 млн. Его дедвейт составляет 318 тыс. тонн — в три раза больше любого авианосца. Как передают информационные агентства, пираты запросили выкуп в $50 млн. и это еще не предел. Характерно, что захват саудовского танкера в определенном смысле напомнил то, что произошло с нашим судном «Фаина». Пираты напали на танкер не в Аденском заливе, а в 420-ти милях от кенийского порта Момбаса в районе, который до недавнего времени считался относительно безопасным. Напомним, что и корабль «Фаина» был захвачен не в Аденском заливе, а гораздо южнее. В интервью итальянской газете La Repubblica командующий военно-морской группой НАТО — Standing Nato Maritime Group 2 — итальянский адмирал Джованни Гумьеро отметил, что смещение активности пиратов вдоль побережья Сомали к югу связано с активностью военно-морских сил ряда стран по борьбе с захватами кораблей.
Ситуация с пиратством становится настолько острой, что все больше стран требуют координации действий международного сообщества. Этому была посвящена очередная резолюция Совета Безопасности ООН, согласно которой, финансовые средства пиратов должны быть заморожены. Правительство Сомали разрешило иностранным военным кораблям заходить в ее территориальные воды и преследовать пиратов на берегу. Но всего этого совершенно недостаточно. Смещение действий пиратов к югу и на все большее расстояние от берега показывает, что в опасную зону попадают огромные площади Мирового океана. Для охраны на такой территории торговых судов не хватит флотов всех государств. А ведь пиратство распространено не только у берегов Африканского Рога, а и в Карибском море, у берегов Нигерии, в Южно-Китайском море. Сопровождать суда, образовывать конвои под охраной военных кораблей, наверное, необходимо, но это не решает проблему, а только облегчает на какой-то период времени «течение болезни». Кстати, конвоирование не всегда обеспечивает безопасность. Бывали случаи, когда пираты на быстроходных лодках успевали захватить судно, пока на расстояние выстрела приближался военный корабль.
В последнее время судоходные компании пытаются решить проблему собственными средствами. Во-первых, нефтяные танкеры все чаще прокладывают курс не через опасный Аденский залив, а вокруг мыса Доброй Надежды. Это удлиняет маршрут почти в два раза, но зато гораздо безопасней. Во-вторых, спрос рождает предложение. Уже есть частные охранные агентства, которые берут на себя функцию защиты кораблей. Несколько дней тому назад сотрудники британской компании Anti-Piracy Maritime Security Solutions (APMSS), занимающейся охраной торговых судов от пиратов, в 18-ти милях от побережья Йемена отразили нападение на танкер, перевозивший химические вещества. Пиратов удалось отогнать при помощи звуковой пушки — акустического устройства дальнего действия (Long Range Acoustic Device, LRAD). Это устройство передает узконаправленный звук мощностью в 186 децибел (звук двигателя реактивного гражданского самолета имеет уровень 90–120 дБ) на расстояние до 1,6 км. По словам специалистов, на расстоянии менее 50 м человек, подвергающийся его воздействию, может навсегда потерять слух. Такие устройства уже несколько лет находятся и на вооружении ВМС США.
Проблема усугубляется еще и тем, что пиратство как вид международной уголовщины все больше смыкается с политикой. И грань между преступниками, которые захватывают корабли ради денег, и террористами становится все более тонкой и почти невидимой. Сомалийские исламисты под предлогом борьбы с пиратами и защиты мусульманского корабля вступили в борьбу за Sirius Star. Руководство боевиков заявило, что намерено отбить у пиратов танкер. Как они собираются сделать это – не совсем понятно. Пираты предупредили, что если будет предпринята попытка освободить силой саудовский супертанкер, они смогут отбить атаку. Пока же вооруженные исламисты из группировки «Аш-Шабаб» стали стягиваться в порт Харадере на армейских машинах. Исламисты из этой группировки проявляют большой интерес к грузу корабля «Фаина», и это может значительно затруднить освобождение судна и его экипажа.
Представители НАТО и США заявляют, что силовое освобождение Sirius Star пока не входит в их планы. Однако официальный представитель ВМС США Натан Кристенсен уже пообещал, что Вашингтон это дерзкое нападение так просто не оставит. Это означает, что в ближайшее время Вашингтон может заняться проблемой сомалийского пиратства уже всерьез. Большинство американских военных экспертов указывают, что эффективное решение этой проблемы невозможно без ударов по территории Сомали, где находятся опорные пункты пиратов. Кстати, подобные удары уже наносились американской авиацией в начале 2007 г. Тогда ВВС США поддерживали вторгшиеся в Сомали эфиопские части в борьбе против группировки «Объединенные исламские суды» (ОИС). В начале прошлого года благодаря американским авиаударам и вооруженной поддержке эфиопской армии правительство Сомали во главе с президентом Абдулахи Юсуфом Ахметом отвоевало у исламистов большую часть страны. Однако летом этого года боевики ОИС развили мощное контрнаступление, и сейчас под контролем правительственных сил остается лишь пара городов — даже некоторые районы столицы страны Могадишо перешли в руки исламистов. Эфиопские войска, находящиеся в Сомали, в ближайшее время будут эвакуированы, так как сильно обострилась ситуация на границе Эфиопии и Эритреи, дело идет к новой войне, а на два фронта Аддис-Абеба воевать не может.
Вашингтон неоднократно заявлял, что для стабилизации ситуации в регионе, в том числе для эффективной борьбы с пиратством, необходимо побороть исламизм. Государственный департамент США называет ОИС рассадником терроризма и нестабильности в Восточной Африке и прямо связывает эту группировку с «Аль-Каидой». Нынешнее нападение на саудовский супертанкер дает США прекрасный повод для проведения военной операции. Судя по первой реакции мировой общественности на захват Sirius Star, подобная операция будет встречена в мире с пониманием и, возможно, поддержана кораблями других стран.
Если такая операция успешно осуществится, она будет иметь серьезные геополитические последствия. Проводя ее, США не только нанесут сокрушительный удар по пиратству в регионе, но и установят контроль над путями транзита ближневосточных и североафриканских энергоносителей через Красное море, где ежегодно перевозится около 30% добываемой в мире нефти. Обосновать вторжение можно угрозой, исходящей от «Аль-Каиды». Глава МИД Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал, говоря о необходимости совместной борьбы с пиратством в Сомали, назвал его «такой же страшной болезнью, как и международный терроризм».
Украина тоже хочет подключиться к международным действиям и с этой целью консультируется с ЕС. Не очень понятно, чем мы можем помочь, ведь своего флота фактически не имеем, но помощь может осуществляться не только непосредственно в море. И если мы найдем свое место в общем строю, то это будет только на пользу всем, и нам в первую очередь. Между тем, в Каире собираются представители государств района Красного моря. Они несут большие материальные потери от пиратства и переориентации морских перевозок на другие маршруты. Есть большая вероятность, что крупные морские государства получат необходимые полномочия для борьбы с пиратами. Как говорит английская пословица, desperate diseases must have desperate remedies — тяжелые болезни требуют очень сильных лекарств. Пришло время оперативного вмешательства.
Выпуск газеты №:
№214, (2008)Section
Мировые дискуссии