Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выбор, вызовы и опыт Словакии

17 июля, 11:48
ПЕТЕР БУРИАН

На днях в Киеве прошли украинско-словацкие политические консультации на уровне заместителя министра иностранных дел Украины, руководителя аппарата Андрея Олефирова и государственного секретаря МИД Словакии Петера Буриана. В эксклюзивном интервью словацкий дипломат рассказал об опыте Словакии в евроинтеграции, а также о борьбе с коррупцией и призраками коммунизма.

ИНТЕГРАЦИЯ В ЕС — САМОЕ ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ

— C 2004 года Словакия является членом Евросоюза. Какой видит свою роль Словакия в современном мире?

— Для Словакии интеграция в Евросоюз была (не только по моему мнению, но и по мнению большинства народа) самым лучшим решением. Интересы Словакии, которая является маленькой страной, лучше защищены в рамках ЕС. Вступив в Евросоюз, мы должны были принять его принципы и законы. Это помогло нам ускорить трансформационные процессы, принять очень сложные и важные меры, которые способствовали благополучию Словакии. Сегодня я бы не сказал, что Словакия — новый член Евросоюза, потому что мы уже — опытные, и мы подтвердили, что можем быть частью евросообщества и отвечать его требованиям. Мы — очень ответственный член Евросоюза. Словакия, несмотря на свои финансовые проблемы и на то, что она беднее, чем другие страны, подключилась к системе решения проблемы и поддержала страны, которые борются с большим долгом, включая Грецию и Испанию. Мы также поддержали европейский стабилизационный механизм.

— А какие, на ваш взгляд, вызовы возникают сегодня перед странами Восточной Европы?

— Они почти одинаковы для всех стран. Словакия — не исключение. В первую очередь это — укрепление демократических институций, экономический кризис (не только в Евросоюзе, но и в других странах), борьба против коррупции, экстремизма.

— В недавнем докладе международной организации Transparency International указывается, что у Чехии, Словакии и Венгрии, которые вступили в Европейский союз в 2004 году, произошел значительный спад и даже откат в борьбе с коррупцией. С чем, на ваш взгляд, это связано? Как проблема коррупции решается в Словакии?

— Я бы не говорил, что проблема коррупции усугубляется. Важным фактором успешной борьбы с ней есть то, что об этой проблеме много пишут и говорят. Борьба против коррупции — приоритет моего и предыдущих правительств. У нас — нулевая толерантность к коррупции. Однако важно, какие меры предпринимаются и насколько мы преуспели в борьбе с коррупцией. Важно и то, чтобы не только правительство, но и судебные учреждения эффективно решали проблемы коррупции. Для этого в Словакии был создан специальный суд, который занимается рассмотрением дел в отношении высших эшелонов власти. Мы предпринимаем разные меры, например, открыто публикуются государственные контракты. Мы также участвуем во всемирной программе Open government initiative. Мы открыты для обмена опыта с любыми странами. Действительно, коррупция — это феномен, с которым нужно разбираться на уровне Евросоюза в сотрудничестве с нашими странами-партнерами. В этом направлении мы также готовы сотрудничать с Украиной, обмениваться с ней опытом решения этой проблемы.

— Вашей стране довольно успешно удалось преодолеть коммунистическое прошлое со всеми его проявлениями...

— Нельзя сказать, что мы расстались со всеми остальными явлениями коммунизма: они проявляются в другом виде. Это — коррупция, экстремизм, нетолерантность и пр. Общество должно выработать к подобным проявлениям ясный и четкий подход. Очень важно, чтобы люди не закрывали глаза на эти вещи. Если они сегодня незначительны и не имеют широкой поддержки — это не означает, что они не могут приобрести масштабы в будущем. Чтобы избежать этого, важно развивать гражданское общество. В Словакии оно сыграло большую роль в борьбе против тоталитарного режима и против авторитарного подхода к власти. Это — самая могущественная сила, как и поддержка демократических институций. И мы стараемся передать этот опыт другим странам.

В Словакии создан Институт национальной памяти. Он занимается изучением разных явлений нашей истории — начиная со времен Второй мировой войны, преступлений нацизма и т.д. Миссия этого учреждения состоит в том, чтобы, изучая эти явления, предупредить их повторение в будущем.

— В последнее время Россия заявляет о новой политике и геополитических проектах, к примеру, о «Русском мире». Хотелось бы узнать о словацком видении проблем на постсоветском пространстве. Ведь в одном из своих последних комментариев ныне покойный последний президент Чехословакии Вацлав Гавел сказал: «Российское общество ведет борьбу с самой жесткой из всех известных форм посткоммунизма, с этакой комбинацией старых стереотипов и новой бизнес-мафиозной среды». Как вы это прокомментируете, с точки зрения Братиславы?

— Мы заинтересованы в том, чтобы, как вы сказали, постсоветское пространство развивалось в сторону демократии и интеграции. Во-вторых, мы хотим поддерживать все процессы, которые этому способствуют. На наш взгляд, этот регион очень важен для безопасности и стабильности всего европейского континента. Опыт Словакии показывает, как можно решать очень важные проблемы этого региона. В течение 20 лет Словакия смогла преодолеть некоторые проблемы, которые, как и сейчас в Украине, угрожали развитию демократии. Сначала нам было очень трудно развивать эти процессы. Но мы решили, что это — стратегический выбор Словакии и самый лучший путь к процветанию и благополучию словацкого народа. Поэтому нам кажется, что этот путь оптимальный и для других народов постсоветского пространства. Мы также поддерживаем программу «Восточного партнерства» в рамках Евросоюза, которая нацелена на то, чтобы помочь этому региону в трансформации и интеграции.

Мы поддерживаем и тесное сотрудничество с Россией по решению не только региональных, но и мировых проблем. Мне кажется, что без России очень трудно решать любые проблемы. Нам нужен конструктивный партнер, который думает в унисон с Европой. Поэтому все явления, которые вредят этому конструктивному партнерству, нам кажутся непродуктивными и очень опасными для всей Европы.

— Многие эксперты в Украине отмечают политику двойных стандартов по отношению к ней со стороны Евросоюза. Яркий пример тому — Ангела Меркель, которая заявила, что в Украине люди страдают от «диктатуры и репрессий». Однако она не говорит о проблемах с демократией в России...

— Я бы не назвал это политикой двойных стандартов. Просто есть отличия. Украина заявила, что хочет интегрироваться в Евросоюз, и скоро мы подпишем с ней договор об ассоциации. Поэтому со стороны Евросоюза уделяется гораздо больше внимания. Россия никогда не заявляла, что она хочет интегрироваться в ЕС. Тем не менее, мы видим эти явления и там. В наших отношениях с Россией мы очень четко говорим об этих проблемах. Но я хотел бы уточнить именно эту разницу между Россией и Украиной.

— Известно, что в Словакии проживает несколько десятков тысяч украинцев. Как украинцы интегрировались в словацкое общество?

— Украинцы — важный элемент нашего общества, и они обогащают нашу культуру и образование. Мы стараемся поддерживать меньшинство в его стремлении получить образование на украинском языке и сохранении традиций и культуры. У нас для этого существует специальная двусторонняя комиссия. Следующее заседание запланировано на следующую осень, и я буду его возглавлять со словацкой стороны. Конечно, мы бы хотели больше финансовых средств на поддержку меньшинств, особенно на образование и культуру, но в этом направлении есть свои лимиты. Тем не менее, мы хотим обсудить все меры, которые смогут улучшить положение меньшинств. Украинское меньшинство — это «мост» между Украиной и Словакией.

— Какие двухсторонние украинско-словацкие проекты разрабатываются сегодня?

— Мой визит связан с определением тех областей, в которых мы хотим углубить сотрудничество. Мы договорились вчера (интервью было записано 12 июля. — Авт.) о заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В этом году также состоится заседание комиссии по приграничному общению и комиссии по решению проблем меньшинств. Эти три направления показывают, куда мы двигаемся. Важным является и то, чтобы мы использовали все возможности для углубления экономического сотрудничества. Сегодня словацкие предприятия инвестировали в Украину 100 долл млн к 1 январю 2012 года. Однако мы считаем, что есть возможность эту сумму увеличить, так же как и присутствие наших бизнесменов в украинских проектах. У нас общие интересы по энергобезопасности и снабжению энергией. Конечно, мы хотим улучшить и возможности для людей, чтобы украинские и словацкие граждане могли беспрепятственно посещать друг друга. Между Украиной и Словакией заключен Договор о малом приграничном движении, который упрощает пересечение границы для украинцев и словаков, которые проживают в 50-километровой зоне от границы. Во время моего визита мы обсуждали возможности улучшения его функционирования. Ведь хотя мы и соседи, наши народы не очень хорошо знают друг друга. Поэтому очень важно развивать именно культурное и образовательное сотрудничество.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать