Перейти к основному содержанию

Закат левой звезды

С приближением съезда Компартии Китая в руководстве усиливается борьба
24 апреля, 12:06
БО СИЛАЙ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ / ФОТО РЕЙТЕР

В Китае разразился крупнейший коррупционный скандал. Отправлен в отставку и недавно арестован глава крупнейшего мегаполиса мира — партийный секретарь Чунцина, города на юго-западе страны с населением 30 миллионов человек Бо Силай. Это произошло через день после закрытия ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — парламента Китая. Он — сын видного соратника Дэн Сяопина — Бо Ибо, и поэтому принадлежал к когорте так называемых принцев — отпрысков старых партийных руководителей и занимавших видные партийные и государственные посты.

Начав карьеру со скромной должности в центральном аппарате партии, выпускник Пекинского университета сделал себе имя на северо-востоке Китая, превратив районный центр Далянь (основан русскими в 1898 году под названием Дальний) в один из наиболее развитых городов Китая. После этого он руководил министерством торговли, а в 2007 году был назначен в Чунцин — важный хозяйственный и культурный центр юго-западного Китая. Учитывая происхождение и способности, Бо Силай имел все шансы стать одним из девяти постоянных членов политбюро по итогам XVIII съезда КПК, намеченного на осень.

После назначения в Чунцин Бо Силай начал проводить особый курс управления. Он выразился в проведении в жизнь «чунцинской модели развития». В регионе проводился курс на социальную справедливость в значительной степени по лекалам прошлого. Важнейшей составляющей «чунцинской модели развития» стала борьба с коррупцией. Велась она довольно жестко, расправлялись с коррупционерами часто по-революционному, не очень вдаваясь в соблюдение юридических норм и требований закона. Бо Силай приобрел невиданную популярность, о его деятельности даже слагались песни.

Естественно, такая активность и в значительной части популистская деятельность создала ему много врагов. И не только в регионе, но и в Пекине. Особенно им недовольны председатель Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао, которые, похоже, и стояли за снятием популярного градоначальника.

Формальным поводом к падению Бо Силая стало расследование деятельности его заместителя и главного борца с мафией и коррупцией Ван Лицзюня. Следствие выявило многочисленные нарушения закона, что несколько необычно для Китая, где к таким формальностям со стороны руководства относятся достаточно снисходительно. Тем не менее, следователи, очевидно, не без соответствующей команды сверху, за дело взялись довольно рьяно. Почувствовав повышение окружающей температуры, товарищ Лю поступил не по-коммунистически. Он взял отпуск «в связи с сильным переутомлением» и рванул в соседний город Чэнду (центр провинции Сычуань), а там пошел в американское консульство. Он просил американских дипломатов укрыть его, обещая взамен выдать информацию о коррупции в высших эшелонах китайской власти. Однако после консультаций с Вашингтоном консул решил не укрывать беглеца. Естественно, что после выхода из консульства Ван был арестован.

Как выяснилось, Бо Силай и его ближайшее окружение были коррумпированы не меньше, чем «оборотни в партии», с которыми он боролся. Официальное агентство Синьхуа подтвердило информацию, что вместе с Бо Силаем были арестованы его жена Гу Кайлай и управляющий хозяйством семьи Чжан Сяоцзюнь по подозрению в убийстве англичанина Нила Хедвуда, найденного мертвым в ноябре прошлого года в номере одного из чунцинских отелей.

Нил Хедвуд, приехавший в Китай вместе с женой-китаянкой, познакомился с Бо Силаем в начале 2000-х в городе Далянь. Хедвуд помог восходящей звезде партии устроить его сына Бо Гуагуа в элитную британскую школу Harrow. Как сообщает Синьхуа, у него были совместные деловые интересы с Гу Кайлай и Бо Гуагуа. Смерть Хедвуда и его связи с Гу Кайлай теперь предмет пристального интереса компетентных органов.

Конечно, произошедшее с градоначальником Чунцина вызвано более глубокими причинами, чем похождения его подчиненного в американское консульство и обратно.

В Китае проблемы растут как снежный ком. В прошлом году ВВП страны составил 9,25%, а недавно глава Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что ориентир роста ВВП на этот год понижен до 7,5%. При этом аналитики и эксперты неоднократно скептически отзывались о качестве китайской статистики, поскольку в условиях плановой экономики местные власти и госкомпании склонны завышать показатели. По данным китайской газеты Economic Daily, в 2011 году власти провинций континентального Китая (в него не входят Гонконг, Макао и Тайвань) доложили об объеме совокупного ВВП этих территорий — 51,7 трлн юаней, тогда как, по подсчетам центрального правительства, цифра выходила на 4,6 трлн юаней меньше. Таким образом, объем искажения статистики значительно превосходит даже объем прямой коррупции, которая, по некоторым оценкам, составляет в Китае около 3% ВВП. При этом Национальное бюро статистики недавно впервые официально признало факт фальсификации статистических данных в провинции Шаньси.

Все это вызывает вполне понятные сложности в партийном руководстве. В нем явственно обозначились существенные разногласия между так называемыми левыми к ним принадлежал попавший в опалу Бо Силай) и теми, кто группируется вокруг председателя Ху Цзинтао и премьер-министра Вэнь Цзябао.

Левые опирались на модель Чунцина. Бо вел политическую кампанию под девизом «воспевания красного, побивания черного». Под красным подразумевалась традиция эпохи Мао Цзэдуна. А черное — это коррупция. Накануне недавней сессии Всекитайского собрания народных представителей в адрес его постоянного комитета поступило письмо с призывом восстановить статью конституции, которую убрали из ее текста в 1982 году, через несколько лет после смерти Мао Цзэдуна. По этой статье карались изменники родины. Таковыми левые считают либералов, а конкретно — нынешних руководителей КНР товарищей Ху и Вэня. И такие настроения все больше распространяются в Китае, что и вызвало беспокойство его руководства откровенным популизмом товарища Бо.

Пока наследники хунвэйбинов потерпели поражение, но борьба не закончена, наоборот, она будет разгораться с новой силой по мере приближения XVIII съезда КПК. На своей последней пресс-конференции в должности премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао заговорил о необходимости проведения демократических реформ в стране, предупредив, что промедление может быть чревато повторением событий, схожих с трагической — по определению главы китайского правительства — «культурной революцией». Высказывание Вэнь Цзябао, которого за личную скромность в Китае называют дядюшкой Вынем, следует рассматривать и как напутствие своему преемнику Ли Кэцяну и как предупреждение новому руководству страны.

Арест Бо Силая стал одним из самых масштабных конфликтов в китайской элите за последние годы, с которым могут сравниться только арест партийного секретаря Шанхая Чэнь Лянъюя в 2006 году и арест мэра Пекина Чэнь Ситуна в 1995 году. Очевидно, что сейчас против товарища Бо сплотились основные группы в руководстве страны. Не случайна в этом отношении статья в главной газете страны «Жэньминь жибао». В материале членов партии призывают «сплотиться под руководством ЦК во главе с товарищем Ху Цзиньтао», защитить «стабильность и поступательное развитие страны».

Отставка Бо Силая нанесла удар по «принцам», к которым относится вице-председатель и будущий лидер страны Си Цзиньпин. Усилится же группировка «комсомольцев», объединяющая выходцев из комсомола, которым в 1980-е годы руководил Ху Цзиньтао. Это означает, что борьба за власть может продолжиться уже в новом политбюро.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать