Закрытие Америки

Соединенные Штаты «зациклились» на обсуждении иммиграции. Штат Аризона недавно ввел в действие закон, который предписывает местной полиции проверять иммиграционный статус людей, задержанных по другим причинам — и требует, чтобы иммигранты предъявляли доказательства своего легального статуса по первому требованию.
Администрация Обамы раскритиковала закон, религиозные организации протестуют, называя его дискриминационным, а федеральный суд издал временный запрет, постановив, что иммиграция — это вопрос федерального уровня. Несмотря на результат данного судебного дела, закон Аризоны оказался популярным в других штатах, и это показывает возрастающую значимость иммиграции как политической проблемы.
Если бы США замкнулись в себе и существенно ограничили иммиграцию, то возникли бы серьезные последствия для позиции Америки в мире. При сегодняшнем уровне иммиграции Америка является одной из немногих развитых стран, которые могут избежать демографического спада и сохранить свою долю мирового населения, но это могло бы измениться, если бы реакции на террористические события или общественная ксенофобия закрыли границы.
Страхи по поводу воздействия иммиграции на национальные ценности и на отчетливое чувство американской идентичности существуют со времен рождения нации. В XIX веке партия «Ничего-не-знаю» была построена на неприятии иммигрантов, особенно ирландцев. Азиатам был ограничен въезд в страну с 1882 года, и далее, с выходом закона об ограничении иммиграции 1924 года, приток иммигрантов замедлился на сорок лет.
На протяжении XX века нация зарегистрировала наибольший процент своих жителей, рожденных за границей, в 1910 году это было 14,7% населения. На сегодняшний день 11,7% жителей США родились за границей.
Несмотря на то, что американцы — нация иммигрантов, большинство из них относятся к иммиграции скорее скептически, чем с сочувствием. В зависимости от подсчета голосов, либо относительное, либо абсолютное большинство хотело бы уменьшить число иммигрантов. Кризис обострил такие взгляды, и в 2009 году уже половина американцев поддерживали уменьшение легальной иммиграции, а в 2008 году их было только 39%.
Как число, так и происхождение новых иммигрантов вызвало озабоченность воздействием иммиграции на американскую культуру. Данные переписи 2000 года показывают стремительное увеличение латиноамериканского населения, в значительной степени благодаря волнам новых иммигрантов, легальных и нелегальных. Действительно, демографы предсказывают, что в 2050 году неиспаноязычные белые составят лишь незначительное большинство жителей США. Латиноамериканцы составят 25%, афро-американцы — 14%, азиаты — 8%.
Большинство свидетельств говорят о том, что последние иммигранты ассимилируются, по крайней мере, так же быстро, как и их предшественники. Необходимость эффективно общаться вместе с рыночными силами создают мощный стимул овладеть английским и достичь определенной степени ассимиляции. Современные СМИ также помогают новым иммигрантам заранее узнать об их новой стране больше, чем это могли сделать иммигранты столетие назад.
В то время как стремительный рост иммиграции может вызвать социальные проблемы, ее сторонники утверждают, что в долговременной перспективе иммиграция усиливает мощь США. Действительно, 83 страны и территории, включая наиболее развитые страны, сейчас имеют показатель рождаемости ниже, чем необходимо для поддержания постоянного уровня населения. Чтобы поддерживать текущую численность населения, Япония, например, должна принимать 350 000 иммигрантов в год в течение следующих 50-ти лет, что весьма трудно для культуры, которая исторически всегда была враждебной к иммиграции.
В противоположность этому, несмотря на двойственное отношение американцев, США остаются страной иммиграции. Статистическое бюро прогнозирует, что население Америки вырастет на 49% в течение следующих сорока лет.
Сегодня США — третья в мире страна по численности населения; 50 лет спустя она, скорее всего, третьей и останется (после Китая и Индии). Иммиграция важна не только для экономической мощи, но, учитывая, что почти все развитые страны стареют и сталкиваются с бременем содержания старших поколений, она могла бы помочь снизить остроту этой политической проблемы.
К тому же, хотя исследования говорят, что кратковременные, легко измеримые экономические выгоды на национальном уровне относительно малы и неквалифицированные рабочие могут страдать от конкуренции, квалифицированные иммигранты могут быть важны для определенных отраслей экономики. Однопроцентное увеличение числа иммигрантов среди выпускников колледжей приводит к 6-процентному увеличению патентов на человека. В 1998 году инженеры китайского и индийского происхождения управляли четвертью высокотехнологичных бизнесов Силиконовой долины, которые оценивались в 17,8 млрд. долларов, а к 2005 году рожденные за границей иммигранты за десятилетие помогли запустить каждую четвертую из американских новых технологий.
В той же степени важны выгоды от иммиграции для мягкой силы Америки. Тот факт, что люди хотят уехать в США, вместе с растущей мобильностью иммигрантов увеличивает привлекательность страны. Америка— как магнит, и многие люди могут представить себя американцами, потому что многие успешные американцы выглядят, как люди в других странах.
Более того, связи между иммигрантами и их семьями и друзьями на родине помогают передавать верную и позитивную информацию о США. К тому же, присутствие разнообразных культур создает пути связи с другими странами и помогает существенно расширять американские позиции в эпоху глобализации. Вместо того, чтобы разжижать жесткую и мягкую силу, иммиграция усиливает обе.
Один азиатский высокопоставленный государственный деятель, долго и проницательно наблюдавший как за США, так и за Китаем, заключил, что Китай не превзойдет Америку как ведущую державу XXI столетия из-за способности Америки привлекать лучших и умнейших людей со всего света и объединять их в многообразную творческую культуру. Китай имеет большее население, а значит больше рабочей силы, но, по мнению политика, китаецентричная культура Китая делает его менее творческим, чем США.
Хотя сопротивление обычных американских граждан конкуренции со стороны иностранных иммигрантов в период высокой безработицы вполне можно понять, было бы смешно, если бы сегодняшние дебаты привели к политике, отключающей Америку от одного из ее уникальных источников силы.
Джозеф С. НАЙ-младший — бывший заместитель министра обороны США, в настоящее время профессор в Гарвардском университете и автор книги «Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике».
Выпуск газеты №:
№146, (2010)Section
Мировые дискуссии