Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Булгаковиана Елены Малаковой

25 мая, 12:50

Киевлянка Елена Георгиевна Малакова, член Национального союза художников Украины, издавна питает особое расположение к творчеству Михаила Булгакова, особенно — к роману «Мастер и Маргарита».

Елена унаследовала от отца-художника замечательный талант, проявившийся в раннем детстве, а еще — чувство юмора, умение сопереживать литературным героям, способность уловить «изюминку» в описываемых перипетиях.

Это прослеживается и в работах, посвященных знаменитому роману.

В 1984 году, когда в Москве проходила персональная выставка произведений заслуженного художника Украины Георгия Малакова (1928—1979), Елена побывала и в «нехорошей квартире №50 на Садовой, 302-бис».

Под свежим впечатлением появилось первое изображение Кота Бегемота и Воланда — в цветной композиции, посвященной автору этих строк, и датированной 13 (!) октября того же года.

Когда через пять лет на Андреевском спуске, 13 начались реставрационные работы по проекту и под руководством архитектора Ирины Малаковой и почитатели творчества Михаила Булгакова загорелись мечтой о будущем музее писателя, Елена сделала гипсовый бюстик Мастера и два оригинальных экслибриса.

Первый книжный знак будущего музея был опубликован 1 марта 1990 года искусствоведом Петром Нестеренко в еженедельнике «Друг читача».

Второй знак, помеченный числом «91» (год в ХІХ и ХХ веках — столетие со дня рождения Мастера) помещен в миниатюрном издании — двухтомнике «Мастер и Маргарита», увидевшем свет в 2006 году в издательстве «Кий».

По-своему символично, что тогда роман впервые вышел с четырьмя иллюстрациями Георгия Малакова, выполненными им еще в январе 1967 года — тоже под впечатлением от только что впервые прочитанного в журнале «Москва» произведения, мгновенно ставшего широко известным.

Впечатляла явная смелая антисоветчина, легко, но читаемо между строк, замаскированная.

По случаю очередного Дня Киева Елена изготовила из подручного материала Кота Бегемота, который в мае-июле 1990 года важно восседал на краю карниза дома «постройки изумительной», привлекая внимание прохожих.

Этого Кота Елены Малаковой увековечил режиссер Анатолий Сырых — в документальном фильме под названием «Михаил Булгаков. Киевские сны».

Получил автор этих строк и настоящую телеграмму о «поведении Лиходеева» в Ялте (племянница Елена отдыхала там).

В 2003 году Елена Малакова выполнила несколько иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита», ныне публикуемых.

Вот Клетчатый на Патриарших прудах, помните: «Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца».

А тут — встреча Маргариты с незнакомцем. «Совершенно разбойничья рожа! — подумала Маргарита, вглядываясь в своего уличного собеседника».

Третья иллюстрация — полет горничной Наташи на Борове: «Она сжала пятками похудевшие в безумной скачке бока борова, и тот рванул так, что опять распороло воздух, и через мгновение Наташа уже была видна впереди, как черная точка, а потом и совсем пропала, и шум ее полета растаял».

Ныне Елена Малакова предлагает вниманию читателей «Дня» свои иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», выполненные гуашью. Сопровождаем и их цитатами:

«Дорогой Степан Богданович, — заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, — никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу — лечить подобное подобным».

«Та зашипела, всунула рыжую голову в форточку, вытянула сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью».

«Весь Гефсиманский сад в это время гремел соловьиным пением. Куда направились двое зарезавших Иуду, не знает никто, но путь третьего человека в капюшоне известен».

Будем надеяться, что автор уникальных иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» еще не раз вернется к этой теме.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать