Город, который показал характер
Как Николаев разрушил стереотип «пророссийского» — мнения жителей
В советское время Николаев был закрытым «городом корабелов», ведь здесь на полную мощь работали предприятия ВПК СССР, а после обретения Украиной независимости получил славу «красного» и пророссийского. Власть города долго искала ему новый «бренд», разрабатывала имиджевые программы, но в конечном итоге изменили лицо Николаева сами жители. И подтолкнула к этому общая беда — российское вторжение в Крым и на восток Украины. Как проявляется новый «характер» Николаева, «Дню» рассказали люди, которые его создают.
«В период киевского Майдана мы вместе с тогдашней объединенной оппозицией и громадой Николаева организовали свой Майдан, который стал форпостом патриотизма и пробуждения украинского сознания на юге Украины, — вспоминает народный депутат Тарас КРЕМИНЬ. — Наш Майдан был одним из наибольших на юге Украины и по количественному составу, и по результатам работы». Николаевцы оказывали действенную помощь киевским митингующим и вливались в их ряды. «Это помогло сформировать свой характер в тот период, когда Янукович покинул Украину, и мы сменили органы власти на местах», — говорит нардеп, которого в феврале 2014-го избрали главой областного совета. «Не за один день Николаев стал другим Николаевом», — считает Тарас Дмитриевич. Он напоминает цепочку событий: после начала аннексии Россией Крыма на Николаевщине появились первые вынужденные переселенцы, в том числе военнослужащие. «По сути, те люди, которые стояли на Майданах во многих городах нашей области — Николаеве, Баштанке, Первомайске, Очакове, Новом Буге, Арбузинке, — и стали теми, кто начал организовывать помощь вынужденным переселенцам», — говорит Тарас Креминь.
ПОДДЕРЖКА ТЕХ, КТО ВЫШЕЛ ИЗ КРЫМА
«Я долгое время не чувствовала оптимизма относительно проукраинской позиции жителей Николаева, и то, что состоялось такое объединение, такая огромная поддержка частей, которые вышли из Крыма, было очень неожиданно для меня как жительницы города», — делится Лариса СНИГУР, член общественного объединения матерей и жен военнослужащих «Оберіг», которая стала волонтером с самого начала тех бурных событий.
Эта поддержка во многом была решающей и для военных, которые блокировали крымский перешеек. Об этом говорят и волонтеры, и сами воины. В частности защитник ДАПа Сергей ТАНАСОВ (позывной «Танас»). «Я служил в 79-й бригаде, моя часть первой вышла на оборону Крыма. Николаевские активисты часто приезжали к нам и привозили элементарные средства выживания. Порадовало то, что пока мы были там, наш тыл прикрывали здесь», — говорит Сергей, вспоминая, как в городе одновременно с Майданом разворачивался Антимайдан. «Ежедневно в диаметральной прогрессии начало увеличиваться количество палаток, российских флагов, автопробегов, сплетен по городу, которые запускали одни и те же люди, и, конечно, попыток штурма органов местного самоуправления и государственной власти — мэрии, облсоветов, ОГА», — напоминает Тарас Креминь. Но «благодаря тому, что сторонники новой Украины стали плечо к плечу, мы смогли освободить город и создали благоприятные условия для увеличения боеспособности наших воинских подразделений», — считает нардеп. Так, Украину всколыхнули события 9 апреля, когда после «общения» с активистами из города позорно ретировался Царев.
Важно, что открытую позицию во время этих событий продемонстрировали и местные СМИ, в частности телеканал TAK TV, который подавал зрителям объективную и беспристрастную информацию, а также показал готовность к солидарности. Благодаря первому в истории объединению трех ведущих каналов области (ТАК TV, Николаевская ОГТРК и телекомпания МАРТ) состоялся телемарафон «Николаев: Мы — вместе!», во время которого собрали почти миллион гривен для поддержки военнослужащих, прибывших на территорию Николаевской области.
ГЕРОИЧЕСКАЯ 79-Я БРИГАДА
С начала военных действий на востоке свой героический характер показала 79-я отдельная аэромобильная бригада, которая дислоцируется в Николаеве. Город «мобилизовался» для помощи воинам. «Один из ключевых моментов — это единение с армией», — говорит Лариса Снигур. «Сильно город покачнули летние события 2014 года, когда бригада стояла вдоль границы, а ее «добрый» сосед с той стороны накрывал постоянно «Градами», — считает и Сергей Танасов, который об этих событиях знает не понаслышке.
«Когда наша 79-я вышла из окружения в августе 2014-го, и военные вернулись, состоялось какое-то единение с ребятами. Как госпитальный волонтер могу сказать, что когда мы принимали ребят после Зеленополья — обожженных, вымотанных — всяческую поддержку оказывала половина города», — вспоминает волонтерка. «Скорее всего, это было единение вокруг того, что с городом может случиться беда, и вокруг того, что это наши люди. Город занял очень проукраинскую позицию», — считает Лариса Снигур. Не стоит забывать, что николаевские военные стояли и на границе с Приднестровьем, откуда тоже была угроза, говорит Тарас Креминь.
Системное волонтерство (на апрель 2014 года в каждом районе уже был совет волонтеров, который действовал при органах местного самоуправления, напоминает Тарас Креминь) при поддержке власти и бизнеса, по мнению нынешнего нардепа, позволило Николаеву стать другим — «желто-голубым, патриотическим, проукраинским, чрезвычайно динамическим, эффективным и консолидированным».
МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ
Город продолжает показывать характер. На местных выборах после первого тура, в котором преимущество имел бывший регионал, люди смогли консолидироваться и во втором туре избрали проукраинского мэра. «Люди поверили, что все-таки можно изменить страну, поверили немного в будущее, — размышляет Сергей Танасов. — Не так, конечно, как хотелось бы. Потому что все равно выборы, по моему мнению, показали небольшую явку проукраинского электората. Люди еще в сознании немного не дошли до того, что каждый делает вклад в общее дело. Нужно начинать с себя». Кстати, Сергей так и сделал: после «бесценного опыта» боев в Донецком аэропорту, где получил ранение, в настоящее время он не только продолжает военную службу (из-за еще одного более позднего ранения во время ночного штурма Водяного он уже не в 79-й бригаде), но и стал депутатом городского совета.
«Выборы Сенкевича показали, что народ готов и может объединиться вокруг одной цели. Люди объединились не за Сенкевича (ему выдан кредит доверия), а объединились против той власти, которая могла вернуться. В настоящее время задача мэра — оправдать тот кредит доверия, который ему выдали люди», — говорит Лариса Снигур. Она продолжает волонтерскую деятельность и по части вопросов сотрудничает с местной властью, которая, по ее словам, в отличие от других регионов работает над решением проблем военнослужащих.
«Сегодня Николаеву в какой-то степени не хватает внимания со стороны центра — и в информационном плане, и в популяризационном. Поэтому то, что мы в прошлом году тесно сотрудничали с газетой «День», привезли сюда фотовыставку и то, что в настоящее время выставка откроется в нашем городе первой после Киева, как раз свидетельствует о том, что Николаев становится и более культурным, и более открытым, и более доступным, — подытоживает Тарас Креминь. — И поддержка со стороны таких престижных и авторитетных изданий как газета «День» нам чрезвычайно нужна».
Выпуск газеты №:
№232, (2015)Section
Общество