Перейти к основному содержанию

Оценки и мечты ректора

Петр САУХ: Я счастлив, что мне удалось сделать наш университет таким, каким я его видел
27 мая, 20:00

На днях ректор Житомирского государственного университета им. Ивана Франко Петр Юриевич Саух отметил свой юбилей. Трудно перечислить, в скольких энциклопедических и научных справочниках встречается его имя. Профессор, доктор философских наук, основатель Полесской научной школы философии и феноменологии религии, лауреат Всеукраинской премии им. Ивана Огиенко, почетный доктор и профессор многих отечественных и зарубежных научных и учебных заведений, заслуженный работник образования Украины, кавалер многих почетных наград... Кроме того, он является автором около 350 научных трудов. «День» искренне поздравляет уважаемого ректора с юбилеем. А вниманию читателей мы предлагаем интервью с ним, взятое по этому случаю.

— На своем жизненном пути, которой проходил в основном на образовательной ниве, вам приходилось ставить оценки другим. А какую оценку на юбилейном рубеже вы бы поставили себе? И что считаете своим наибольшим достижением?

— Человек всегда хочет больше, чем получает. Но мой жизненный принцип всегда был таким: не хотеть, не ждать чего-то особенного и не рассчитывать на то, что могло бы быть лучше, потому что могло случиться и что-то худшее. Это не давало мне повода переоценивать себя. Человек (хотя в целом это очень сложное социобиологическое образование), по моему мнению, очень похож на систему дробей. Числитель — это то, кем человек является в действительности, а знаменатель — что человек думает о себе. Когда знаменатель большой, дробь становится мелкой. Поэтому я никогда себя не переоцениваю, знаю себе цену, легко воспринимаю критику и считаю, что свою жизнь прожил «на отлично». Мне пришлось защитить докторскую диссертацию еще в советское время. Я не говорю, что тогда был свободным человеком, но умел и тогда говорить те же самые вещи, что и сегодня. Своим самым большим достижением я считаю то, что создал замечательную семью, — у меня два прекрасных сына, жена, которую я люблю; думаю, это является наибольшим человеческим счастьем. Я счастлив также от того, что мне удалось сделать Житомирский государственный университет имени Ивана Франко таким, каким я его видел. Когда я восемь лет тому назад пришел сюда, немногие верили, что удастся реализовать мои замыслы, — говорили, что я мечтатель. Сегодня все это воспринимается как норма. Главное, что мне удалось сделать, — это переориентировать обучение в университете с патерналистской, профессиональной модели образования, когда преподаватель выступает как оракул, абсолютный авторитет, на личностную модель. То есть когда господствует педагогическая система сотрудничества между студентом и педагогом.

— Относительно реформы образования. Существует взгляд, что советская система была совершенной, но возникал вопрос, почему в западных странах было и существует намного больше лауреатов нобелевских премий, инновационных патентов, высоких технологий, и на этой базе развивался экономический, социальный, экологический прогресс? С вашей точки зрения, что нужно было бы сделать в нашем образовании?

— Я действительно считаю, что наша система образования и 20, и 30 лет тому назад была нормальной, и мы в мире занимали неплохие позиции. Другое дело, что у нас была никудышная материально-техническая база. Что касается фундаментальных наук, я считаю, что у нас действовало хорошее образование, оно сохраняется до сих пор, и мне кажется, что это благодаря консерватизму, а не реформам. Я говорю, что мы должны брать все лучшее, что видим на Западе, — опираясь на опыт, полученный, например, во время стажировки в США, я многое в нашем университете реализовал. Но убежден: мы должны более осмотрительно к этому подходить и понимать, что у нас есть замечательная основа — мы должны возводить новое здание образования на том фундаменте, который у нас есть. Я считаю, что образование и наука должны стать у нас почти религией, и только тогда можно будет совершить перелом. За рубежом деньги выделяются на конкретные научные проекты, которые имеют серьезную перспективу. И если кто-то не получил результат или этот результат плохой, в следующий раз таким научным работникам никто не поверит. Также необходимо дать более широкую автономию высшим учебным заведениям. Мы могли бы соединить институты системы Национальной академии наук с университетами, а еще — создавать научно-учебные консорциумы. И нужна система технопарков, которая процветает за рубежом, когда бизнес, научно-исследовательские институты, университетские центры объединяются для решения определенных проблем. В Украине их должно быть пять-семь, а те, которые есть в данный момент, существуют в основном формально. Важно, чтобы этим серьезно заинтересовался бизнес, чего пока нет.

— Есть ли что-то такое, чего бы вы еще хотели достичь?

— Это — расширение университета. У нас в планах строительство коттеджного городка в разрезе правительственной программы доступного жилья на территории нашей агробиостанции, где есть свободные площади; возведение университетской церкви и большого спортивного манежа. Если удастся это сделать, я буду считать, что свое дело по университету сделал. Еще мечтаю о том, что будет создан технологический парк, в котором наш университет займет достойное место. И, конечно, университет будет бороться за статус научно-исследовательского университета.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать