38 метров конформизма
Опыт «печерской женщины с мечом» ничему не научилСудьба дает нам еще шанс наложить мораторий на монументальное строительство в ближайшие годы. Увлеченность государства монументальной архитектурой и скульптурой — это тревожный симптом. Мы все знаем из истории, что тоталитарные режимы считали монументальную пропаганду действенным средством утверждения своей власти. Мы же постоянно говорим о демократических ценностях Украины, а реализуем на деле чуждые нам идеи, да еще стремимся воплотить их в граните и бронзе.
Еще есть смелая, новаторская, но весьма реалистичная для воплощения идея, озвученная в статье «Без пафоса» (см. «День» №166), которая позволяет посмотреть на эту проблему с Монументом Независимости в совершенно другой плоскости — необходимо менять язык времени. Ландшафтный парк в Киеве или в географическом центре Украины, (если, конечно, отнестись к этой идее с душой) с множеством вновь посаженных деревьев, нам кажется, сможет сказать куда больше, чем безмолвные памятники. Ведь создание символа нации — это длительный и тонкий процесс, и воплощен, он должен быть в отечественном сознании без административного «содействия». Нельзя сделать его яснее и ярче, чем он существует в умах творческой элиты и общества. Возникает вопрос, настолько ли она, элита державы, оказалась готова к творческому осмыслению этой деликатной духовной задачи — воплотить в едином зрительном образе символ Родины. Какой будет судьба у памятника — разве это не волнует авторов принятого проекта?
Напомним, что после подведения итогов 21 сентября на лучший проект Монумента Независимости Украины, была определена тройка «призеров». Победили проекты «Слава Украине!» (скульптор Анатолий Кущ, архитекторы Руслан Кухаренко и Александр Мельников), «2001» (скульптор Валентин Зноба, архитекторы Александр Комаровский, Сергей Бабушкин и Янош Виг) и «Венец» (скульптор Анатолий Кущ, архитектор Олег Стукалов). 17 октября был представлен совместный проект Монумента на основе механического соединения трех выше перечисленных.
Презентация проекта 38-метрового памятника вызвала неподдельный интерес общественности, присутствовали на ней и первые лица державы. Фигура девушки с красной калиной в руках и галерея-колоннада (12 трехметровых фигур самых известных деятелей Руси-Украины), а также барельефы духовных творцов нашей земли на стенах колоннады, знаменосцы князя Владимира Великого и запорожские казаки с флагами, являются стержнем всей композиции.
Почему так поспешно благословляется эта стройка (работы начнутся уже в ноябре и будут завершены ко Дню Независимости уже в 2001 году), которая обойдется налогоплательщикам в весьма кругленькую сумму в 95 миллионов гривен?! Далеко не все украинцы ощущают себя особой, самостоятельной нацией (другое дело, что этот синдром неясной самоидентификации имеет и свои причины, опять же восходящие корнями к тоталитарному прошлому). Самоидентификация является абсолютной и необходимой предпосылкой для выработки общенационального символа (в данном случае, архитектурного его воплощения), коим является или должен быть (?) Монумент Независимости. И этот символ — это то, какой нация видит себя, а не, какой ее видят другие.
Очень жаль, что наша творческая интеллигенция не имела мужества (или просто неравнодушия?) высказать свое отношение к самой идее памятника и качеству ее воплощения в конкретных проектах.
Сергей КРЫМСКИЙ, доктор философских наук, НАНУ:
— То, что затянулось обсуждение проекта Монумента Независимости, это естественно. Украина — не просто молодое государство. В нем обрел независимость не юный, а древний народ, связанный многими узами с мировой цивилизацией. Вот почему при реализации проекта неуместны конъюнктурные соображения только лишь сегодняшнего дня. Здесь необходима огромная обобщающая сила, способная вместить и индоевропейские традиции, и предсказания величия днепровских поселений апостолом Андреем, и славу тысячелетней истории Украины-Руси. Нужна символика, не исчерпывающаяся одной интерпретацией. Представляется, например, безобразным превращение колоннады монумента в музейную экспозицию скульптур на манер надгробий. Можно усилить идею монумента, использовав светоносный эффект металлических горельефов на сюжеты украинской истории. И увенчать монумент не традиционной театральной пальмовой ветвью или калиновой ветвью, а золотым диском — символом великого Хорса, ведь украинцы издревле были народом солнечных идеалов. Хотелось бы, чтобы центральная статуя смотрелась не как каменно-мраморное изваяние, а представляла образ, созданный из прозрачного материала. Тогда Киев украшала бы женщина-символ, духовная, как мечта и вечная, как надежда.
Николай КОТЛЯР, доктор исторических наук, член-корреспондент НАНУ:
— Власть доверяет определенной группе архитектурно-художественной элиты, которая и взялась за выполнение заказа. Обвинять этих людей нельзя — это цеховое дело. Но мы вновь наступаем на те же грабли, как с Матерью-Родиной в Киеве, с Мемориалом на Поклонной горе в Москве. Мамаев Курган есть буквально калька с картины Делакруа. Почему конкурс не стал международным? Есть же Э.Неизвестный, еще немало архитекторов и скульпторов с мировым именем. Когда кому-то это надо, бюрократическая система работает быстро. Готовится строительство монумента с явным упором на символику тоталитарного государства, а ведь мы же считаемся демократической державой. Обидно, что вот поговорим, подискутируем, а нас же и слушать никто не будет. Решение уже принято.
Анатолий КОЗАК, начальник службы «Укрэнерго»:
— Символы, при всем уважении к ним, ничего не могут изменить — люди остаются прежними. На месте, где планируют воздвигнуть Монумент Независимости, уже стояли памятники Столыпину, Карлу Марксу, монумент Октябрьской революции с фигурой В.И.Ленина во главе. Стоит ли нам на пороге ХХI века повторять однообразные ходы, как у неопытного шахматиста? Демонтаж вышеназванных памятников производился в основном дикими методами, не хотелось бы, конечно же, проводить таких аналогий, но по сердцу ли нам такой памятник. А нас вновь никто ничего не спрашивает.
Михаил ДИССА, читатель «Дня», Киев:
— Прочитав статью главного редактора Ларисы Алексеевны Ившиной «Без пафоса» в газете «День», вспомнились наши украинские исторические парки, которые были заложены в ХVIII веке — в г. Умани «Софиевка» графом Потоцким, в г. Белая Церковь «Александрия» графиней Браницкой, в Качановке графом Терновским и другие, оставившие о себе доброе, вечное, для наших народов. Прошли столетия, пронеслись над Украиной различные ветры и бури, а парки живут, процветают и радуют глаз народа. Лучшим памятником, по моему мнению, может быть для нас и грядущих поколений в честь десятой годовщины «Парк Независимости» в г. Киеве, как Вы предлагаете. Не только в г. Киеве, но и в каждом областном центре, а то может, и в каждом городе. Мне думается, что «Парк Независимости» в какой-то мере смог бы объединить наш народ в это непростое время.