Американская красота побила всех

С воскресенья на понедельник прошла главная кинематографическая ночь года — в Лос-Анджелес е состоялась церемония награждения победителей премии «Оскар» Американской киноакадемии. Она вручается уже более семидесяти лет и ни один другой киноприз ни по стажу, ни по значимости конкурировать с ней не может. Хотя накануне вокруг «Оскара» вспыхнуло несколько скандалов (то были утеряны протоколы голосования, то пропали золоченые статуэтки — и те и другие, впрочем, благополучно отыскались), но сама церемония прошла вполне спокойно, без сюрпризов. Дело в том, что фаворит конкурсного киномарафона США определился задолго до объявления результатов. А вручение награды Ассоциации зарубежных критиков Голливуда («Золотой глобус») лишь упрочило положение фильма «Красота по-американски», снятого известным английским театральным режиссером Сэмом Мэндесом. Картина выдвигалась в восьми номинациях, из которых пять — главные. В них и победила: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий и лучшая мужская роль (актер Кевин Спейси), лучшая операторская работа.
Название картины «Americаn Beauty» равнозначно и равноправно может переводиться и насмешливо ехидно: «Американская красотка», и торжественно: «Американская красота», и философски раздумчиво: «Красота по-американски». Верно все и, главное, любой из переводов будет соответствовать идее фильма, который уже сегодня объявлен знаковым явлением в искусстве (с победителем «Оскара» такого не случалось уже лет шесть, со времен «Форреста Гампа»). Картина, снятая в жанре трагикомедии (очень смешная во время просмотра, но оставляющая довольно мрачный осадок после), решенная в подчеркнуто простой голливудской стилистике, рассказывает (а точнее сказать — откровенно насмехается) о типичной американской семье, где, согласно правилам семейного поведения, принято сюсюкающе-приторное обращение друг к другу, демонстрирующее всеобщую любовь. Но под этой сладкой маской скрывается всеобщая ненависть (дочь ненавидит отца, жена — мужа, муж — свою работу и собственную несостоявшуюся жизнь — классический кризис среднего возраста) и дикие страсти (муж влюблен в подругу своей дочери, жена желает своего удачливого конкурента и т. д.), которые, не найдя выхода, выражаются в этой самой ненависти. Но все-таки фильм, и это главное, о большой любви, которая, с одной стороны, порождает эти страсти, а с другой — заставляет нас вместе с героями картины задуматься: что же есть подлинная красота.
Киноакадемия не оставила без внимания и блокбастер: четыре «Оскара» получила «Матрица», правда, в куда более скромных номинациях — звук, монтаж, спецэффекты и звуковые эффекты.
Приз за лучшую женскую роль получила Хлоэ Севинья за картину «Мальчишки не плачут». А «Оскар» за лучший иностранный фильм достался, как и предполагалось, фильму Педро Альмодовара «Все о моей матери», получивший приз за режиссуру в Канне и множество премий американской критики.
Приз за выдающиеся достижения в развитии киноискусства присуден Анджею Вайде.