Американский секрет
Относительно европейского и американского кино многие активные зрители полагают, что европейское априори имеет преимущество над американским как более изысканное, оригинальное, глубокое и так далее. Но есть исключения, причем довольно неожиданные.
Мелодрама «Секрет» снята в Канаде, на английском языке, но по сути является французской картиной, так как продюсер — Люк Бессон, а режиссер — известный актер Венсан Перез, а вот в главных ролях — американцы Девид Духовны и Лили Тейлор, которые играют любящих супругов: у Бена и Ханны Меррисов есть дочь Саманта (Оливия Тирбли), ребенок умный, красивый и проблемный. Похоже, контакт между поколениями утрачен. Когда кажется, что фильм так и будет продолжаться в ритме семейных споров, Ханна и Саманта попадают в аварию, оказываются в больнице, и Ханна умирает, но при этом происходит что-то странное: материнская душа перемещается в тело дочки.
Сюжет, заимствованный из романа японца Кейго Хигашино «Химицу», позволяет развитие событий и расстановку акцентов в очень неожиданном направлении. Однако Венсан Перез обошелся с таким богатством весьма противоречиво. Фактически то, чем озабочены герои Девида Духовны и Оливии Тирбли, — это растянутое на добрый час выяснение отношений. Ханна в теле дочери не может соединиться с мужем; муж нервничает, потому что не знает, как ему быть; оба переживают, поскольку не ведают, как вернуть Саманту в ее тело. А история сама по себе достаточно провокационна, потому что герои балансируют на грани запрещенных чувств, последствиями которых может быть даже инцест. Есть еще одно направление развития — мистическое, ведь переселение душ бывает не только дружественным и семейным. Однако Перез — очевидно, для большей уверенности и достижения успеха перед как можно более широкой аудиторией — ведь в режиссуре он делает лишь первые шаги — все-таки решил развивать все в ключе стандартной, богатой разговорами и слезами мелодрамы. Но он не ошибся с исполнителями главных ролей.
У Духовны удивительный талант: он один из немногих актеров, которые умеют играть сугубо мелодраматические роли, не делая их при этом пошлыми, шаблонно-слезогонными. К счастью зрителей, у него также достойные партнерши. Лили Тейлор не изменила своему умению быть в кадре трогательной и смешной одновременно, а что касается Оливии Тирбли, то у этой молодой исполнительницы несомненно большое будущее: она справилась со сложнейшей ролью, играя по сути двух, совершенно разных по возрасту и темпераменту, женщин. Именно благодаря Духовны, Тейлор и Тирбли все эмоциональные сцены в «Секрете» действительно трогательны, но без чрезмерной сентиментальности.
Таким образом, европейские авторы сделали фильм довольно тривиальным; однако американские актеры его все же спасли.
Мораль этой колонки нехитра: стереотипы — вещь непродуктивная. В том числе и в украинском кино, еле-еле поднимающем сейчас голову. «Поэтичность», «духовность», «искренность» нашей кинематографии — такие же банальности, как особый интетеллектуализм кино европейского. А вот и вещи нестандартные: написать хороший сценарий, найти хороших актеров и как следует потом все это совместить на пленке. Трудно?
Выпуск газеты №:
№171, (2008)Section
Панорама «Дня»