Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Английский с российским акцентом

Конкуренция за нефтепровод обостряется
11 июня, 00:00

Сегодня Президент Украины намеревался встретиться с президентом компании British Petroleum (ВР) и обсудить предложения ВР по использованию нефтепровода Одесса — Броды. «Если будут действительно интересные предложения для Украины, то почему бы и нет, — говорил Президент на своей последней пресс-конференции, предполагая возможный ход переговоров. — Насколько я информирован, они готовы транспортировать через этот нефтепровод 14 млн. тонн ежегодно с приостановкой, если появится каспийская нефть». В то же время он отметил, что речь идет о временном реверсе по нефтепроводу. «Если появляется серьезная нефть со стороны каспийского региона — этот реверс приостанавливается», — сказал Президент. «Однако, сказать, каким будет окончательное решение, я сегодня просто не могу», — заявил Л.Кучма. — Знаю, что этот нефтепровод будет обязательно востребован. Это одно из самых перспективных направлений транспортировки нефти каспийского региона в Европу. Нефть в цене. Россия хочет использовать это время, чтобы как можно больше продать нефти, а мы заинтересованы, чтобы этот трубопровод был загружен, чтобы больше средств поступало в бюджет».

Напомним, дискуссия о реверсе стала публичной после статьи в «Дне» за 24 мая. Газета тогда предала огласке факт попыток договоренностей между компанией НАК «Нефтегаз Украины», «Укртранснафта», «АК «Транснефть» и ОАО «Тюменская нефтяная компания» (обе — Россия). Предмет намерений подписантов — организация нового маршрута экспорта российской нефти транзитом через территорию Украины, с отгрузкой в порту Южный и использованием реверса нефтепровода Одесса—Броды для экспорта дополнительно 9 млн. тонн российской нефти в год. В эти дни, очевидно, состоится решающий раунд борьбы за будущее проекта «Одесса — Броды» на государственном и международном уровне. Стороны подтянули крупные резервы. Как говорилось выше, с предложением качать в Европу 14 миллионов российской нефти должен прибыть представитель ВР.

НАК «Нефтегаз Украины» («Нам все равно, откуда и куда будет идти нефть, лишь бы нефтепровод работал», — сказал пресс-секретарь НАКа Константин Бородин «Дню»), владеющий 100% акций «Укртранснафты» и наметивший на 21 июля собрание ее акционеров (не исключено, что их роль будут играть члены правления или же только члены наблюдательного совета НАКа), также решил сделать ставку на ВР. Сторонники реверса в качестве аргумента приводили якобы позицию известной компании ПрайсУотерхаусКуперс: мол, использование нефтепровода в западном направлении возможно лишь через несколько лет. Этот аргумент не выдерживает критики. На днях корреспонденту «Дня» стало известно о существовании письма, датированного 17 апреля и адресованного Президенту Л.Кучме. Его автор — сэр Малкольм Рифкаинд, бывший министр иностранных дел Объединенного Королевства, а ныне старший советник компании ПрайсУотерхаусКуперс в Великобритании, оказывающей содействие «Укртранснафты» в разработке подхода к вводу нефтепровода Одесса—Броды в коммерческую эксплуатацию. В письме, в частности, говорится, что после оценки различных альтернативных вариантов ПрайсУотерХаус Куперс и «Укртранснафта» разработали реалистический бизнес-план для коммерческой эксплуатации нефтепровода, которая принесет целый ряд важных преимуществ для различных заинтересованных сторон.

Среди выгод для Украины М.Рифкаинд называет ускорение ее интеграции в Европейское Сообщество, повышение геостратегического значения Украины как первого транзитного нефтепроводного маршрута для доставки каспийской нефти в Европу. Кроме того, ПрайсУотерхаусКуперс прогнозирует получение Украиной «существенных поступлений от транзита для ОАО «Укртранснефть» и украинской экономики».

В свете изысканий компании преимущества для Европы состоят в возможности повысить диверсификацию своих поставок нефти за счет упрощенного доступа к каспийской нефти, что будет способствовать повышению ее (Европы. — Авт. ) энергетической безопасности. Как указывается в письме, значительные объемы морских перевозок, осуществляемых в настоящее время через Босфор, будут замещены нефтепроводной транспортировкой, более безопасной с экологической точки зрения и экономически более выгодной. По мнению автора письма, нефтепровод будет содействовать экономическому развитию и интеграции в Европейский Союз не только Украины, но и Словакии и Чешской республики — в ближайшей перспективе — и других стран Центральной и Восточной Европы — в более отдаленной.

Российские нефтяные компании также, считает М.Рифкаинд, не будут обижены. Их преимущества — это возможность увеличить объемы поставок нефти на рынки, недоступные сейчас для трубопроводного транспорта, в частности, на заводы в Австрии и Германии, получить доступ к дополнительному экспортному маршруту нефти в глубоководный порт Вильгельмсхафен на севере Германии. ПрайсУотерхаусКуперс в письме также говорит об отсутствии угрозы сокращения рыночной доли российской нефти за счет каспийской нефти и даже предсказывает возможности для фактического роста российской доли на европейском рынке нефти.

К письму из Англии приложены также детальные дополнения, в которых убедительно показано, что проект «Одесса — Броды» имеет шанс закрепить за собой позиции нового ведущего маршрута для транспортировки нефти в Европу, и даны варианты развития системы «Одесса — Броды» в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать