Авангардное переосмысление
В Национальном художественном музее открылась совместная выставка работ Александры Экстер и Лилии Пустовит
В эти дни залы Национального художественного музея Украины выглядят действительно по-европейски. Там чувствуется присутствие не только прошлого, но и современного, не только искусства признанного и уже пережившего свое становление, но и создающегося сейчас у нас на глазах.
«Амазонка авангарда» — это многоплановый проект, проходящий одновременно на нескольких уровнях. Во-первых, и прежде всего, это выставка произведений известной во всем мире украинской художницы-авангардистки Александры Экстер — из украинских музеев и частных коллекций. Экспозиция произведений — а это произведения живописи и графики, была составлена из коллекций Национального художественного музея Украины, Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, Днепропетровского художественного музея и частных собраний. Всего около 50 работ. Это уже многозначительное событие, потому что Экстер в Украине знают мало, хотя творчество ее иностранные критики единогласно ознаменовали как «украинский авангард», а сама художница как творец росла в Украине. Важна эта выставка еще и потому, что последняя выставка Александры Экстер на территории ее родины в последний раз проходила еще в 1989 году в Одессе. Тогда выставлялись ее произведения из коллекции одного из московских музеев. В частности, это были эскизы костюмов к постановкам театрального режиссера, основателя и руководителя Камерного театра Александра Таирова.
— Тогда организаторы придумали очень интересный ход. Студенты российских специализированных вузов воспроизводили костюмы, которые Александра Экстер в свое время создала для научно-фантастического фильма «Аэлита». Эти копии были также частью экспозиции, — рассказывает главный хранитель Национального художественного музея Украины и один из организаторов события Юлия Литвинец.
Второй уровень этого события уже возвращает нас из начала XX столетия в сегодняшний день. Или в будущее...
— Мы пытались сделать что-то, что было бы наполнено предчувствием будущего и сделано со всеми приемами ручной работы, — говорит дизайнер Лилия Пустовит, которая непосредственно приобщилась к акции, создав отдельную арт- кутюрную коллекцию по мотивам творчества Александры Экстер и представив ее на торжественном открытии выставки во Всемирный день музеев.
— Здесь нет копий, — уверила Лилия. — Однако все платья мы пытались создать по таким принципам, по которым работала Экстер.
Лилия Пустовит полностью сосредоточилась на черном цвете, использовав множество различных фактур (пластик, сетка, различные ткани) и так же много камней Swarovski. Всего было создано 14 арт-кутюрных моделей, над которыми, по словам дизайнера, ее творческая мастерская в составе 30 человек работала на протяжении трех месяцев. Между прочим, это первый «кутюрный» опыт для дизайнера, которая до сих пор работала исключительно в самом практическом направлении прет-а-порте.
Часть своей коллекции Лилия Пустовит оставит музею, часть, возможно, будет использована для витринного экспонирования, остальное, снова же возможно, будет продано.
— Этой акцией я хотела поставить точку в переосмыслении творчества Александры Экстер (на последние сезонные коллекции Лилию Пустовит вдохновляло именно творчество художницы. — Прим. «Дня» ). Но сейчас я уже не рискую зарекаться, потому что ее работы очень глубокие и углубляются вместе с погружением в них.
— Мы хотим заинтересовать украинцев Александрой Экстер, — рассказывает Юлия Литвинец. Когда говорят об известных украинцах, Александру Экстер — амазонку авангарда, которая вела за собой всех европейских авангардистов, забывать не стоит. Так же и то, что она была украинской художницей, а не русской. Россияне претендуют на нее потому, что Украина на то время входила в состав Российской империи. У них и Бурлюки оказались русскими. И Малевич у них русский, и Шагал. Шагал вообще еврей — начнем с этого. Это огромная проблема для украинского искусства. Она разрывалась между Францией, Италией, Украиной и Россией, потому что постоянно организовывала выставки, театральные постановки. Но дом ее был здесь, в Украине, поэтому в основе ее авангарда — украинского авангарда — лежит народное искусство.
— Она всегда чувствовала свою украинскость и подчеркивала ее. Этого нельзя увидеть прямо — в каких-то узорах или орнаментах, это на значительно более глубоком уровне, в частности в колористике. Она изучала народное творчество, погружалась в него, пыталась переосмыслить, — анализирует творчество Экстер заместитель генерального директора Музея Марина Скирда.
Наверное, именно это в первую очередь объединяет Лилию Пустовит и Александру Экстер — ощутимое, но очень тонкое переосмысление украинской народной тематики и вплетение ее в современность — то ли начала XX, то ли XXI столетия.
Выпуск газеты №:
№86, (2008)Section
Панорама «Дня»