Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Азбука обложена налогами от «А» до «Я»

20 августа, 00:00

Начало на 1-й стр.

В 1998 году в бюджете было запланировано финансирование учебной литературы в размере 68,6 млн. гривен. То есть около 38 млн. у.е. (удобных единиц). Профинансировали, как сообщила Татьяна Харламова, директор Методическо-издательского центра выпуска и доставки образовательной литературы Минобразования — 13 млн. В неудобных единицах. Прикинув, что обеспечивать учебниками только начальные классы дешевле, на 1999 год запланировали 33,4 млн. гривен. Оставим за кадром пересчет гривен в удобные единицы. В 1999 до выхода 10 августа последнего оптимистического Указа Президента, согласно которому предусматривалось выделение 20 млн. грн. на издание школьных учебников, профинансировали 5,5 млн. На данный момент — уже 7,5 млн. Это что, надо издавать специальные Указы, чтобы просто выплачивать суммы, заложенные в бюджет? Уже на этих цифрах хочется остановить размышления о факторе наличия госзаказа. Но нельзя.

28 апреля 1999 года правительство издало умную мысль за № 714, в которой отменялась умная мысль за № 1128 от 22 июля 1998 года. Не прошло и года. Но! Тогда, в 1998 году, когда верстали бюджет на 99- й, кто-то учел недоплаченные издателям 55,5 млн? И не потому ли в вышеназванном Указе скромно написано, что эти 20 млн. должны пойти и на выкуп уже выпущенных учебников? А хватит ли денег выкупить? В Министерстве образования автора уверяли: «Хватит, хватит... Мы сейчас должны только 24,5 млн». Так 20, 24,5 или все-таки 55,5? А может эти 20 миллионов должны пойти на оплату учебников, запланированных к выпуску и уже выпущенных в этом году? Или издавать учебники не планировали? В том же учреждении мне с гордостью сказали, что 500 тысяч букварей после получения денег уже пошли в печать. И Министерство образования не успеет, конечно, до 1-го сентября полностью обеспечить школы учебниками (а кто сомневался?), но уж в течение I четверти — точно. Значит, тоже будут печатать? Готовые-то книги со складов забрать можно хоть завтра. Между прочим, только двум издательствам, «Перун» (по словам директора Вячеслава Бусова) и «Либідь» (по словам директора Елены Бойко), государство задолжало за выполненный госзаказ в сумме чуть меньше десяти миллионов. Из этих почти десяти около трех — еще за 1997 год. А еще есть «Освіта», «Світ», «Равлик», «Школярик», и всего около 50-ти, с которыми заключались договора.

Есть вопросы. Все в Министерстве образования, правительстве, парламенте, наконец, знают (или должны знать), что применение налогов на добавленную стоимость и на прибыль к учебникам делают их вдвое дороже. Может ли кто-нибудь внятно объяснить, зачем их облагать этими налогами, если это всего лишь круговерть денег? Или кому-то это круговращение денег в Украине выгодно? Может ли кто- то объяснить, почему государство, зная о том, что срок создания учебника (не считая первичной работы авторов над ним) — около года, не только не производит финансирование заранее, но и отстает на два года?

КСТАТИ

По данным дирек тора Книжной палаты Украины Николая Сенченко, в 1997 году было выпущено 202584,3 тыс. экземпляров школьных учебников. В 1998-м — 19666,1 тыс. экз. За шесть месяцев 1999 — 1649,7 тыс. На 11.08.99 — 2224,2 тысячи. В среду в Министерстве образов ания Украины состоялся коллегиум, одним из вопросов которого была ситуация со школьными учебниками. Как сообщили «Дню» в пресс-центре Министерства, коллегиум был закрытым (?!— Ред.) и журналисты на него на допускались. Но тут же добавили, что будет проводиться видеосъемка. Поэтому не исключено, что представители «избранных» СМИ все-таки присутствовали, и скоро станет известно о «позитивных сдвигах» в обеспечении школ учебниками.

МНЕНИЯ

Ситуацию с учебниками корреспондентам Елене ГОДОВАНЕЦ, Наталье МЕЛЬНИК и Александру МИХЕЛЬСОНУ прокомментировали учителя. То есть те, кто работает не с нормативными актами уважаемых инстанций, а с имеющимися в наличии учебниками и, главное, учениками.

Галина ОКСАНЕНКО, учитель украинского языка и литературы Белопольской общеобразовательный школы №1 (Сумская обл.):

— В этом году в школу не поступило ни одного нового учебника. Основная масса учебников, которыми мы пользуемся — старые, не отвечающие программе. Хуже всего дела обстоят с учебными пособиями для старшеклассников. В методических пособиях для учителей, особенно по украинской литературе, написано одно, а в учебниках по этому предмету — совсем другое. Поэтому мне, как учителю, приходится искать и давать ученикам дополнительную информацию, которой нет на страницах школьных учебников.

Что же касается их (учебников) количества, то, например, в нашей школе два одиннадцатых класса, а книг хватает только для одного.

Антонина СОКИРКО, преподаватель украинского языка и литературы Емильченской общеобразовательный школы №1 (Житомирская обл.):

В прошлом году, к примеру, по украинской литературе мы были полностью обеспечены учебниками, а вот хрестоматий не хватало. К тому же, хотя мы и пытаемся пользоваться учебниками, рекомендованными Министерством образования, но иногда приходится обращаться и к «альтернативным» материалам. То есть тем, которые издательства выпускают не по заказу Министерства. Хотя их тиражи и небольшие, но таких книг довольно много. Существует проблема в том, что в прошлом году была принята новая учебная программа для общеобразовательных учебных заведений, а вот соответствующей литературы что-то не видно. Поэтому в прошлом году пользовались, и, наверно, пока что будем пользоваться старыми учебниками. К счастью, разница не такая уж и большая.

Игорь АЛЬБЕРТОВИЧ, учитель истории общеобразовательный школы №44 (Киев):

— Проблемы, конечно, существуют. Например, сокращено количество часов по правоведению, а учебник достаточно насыщен, работать по нему ученикам очень сложно. То же касается и всемирной истории. Сложности существуют не столько с обеспечением учебниками, сколько с их содержанием. Те же учебники по истории нередко противоречат друг другу .

Ученики пользуются учебниками Минобразования, но я даю более расширенный материал. Кроме базовых, есть еще три-четыре неплохих учебника. И тогда получается достаточно полное изложение.

В этом году Минобразования издало постановление, согласно которому учебники, им лицензированные, не будут просто так продаваться — как, например, на «Петровке» — а будут направляться непосредственно в школы. В теоретическом плане это, конечно, хорошо. Но ведь опаздывают с изданием учебников, и получается так, что новая учебная программа давно утверждена, а учебников нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать