Базовый фактор
Помощник государственного секретаря США Марк Гроссман проинформировал Россию об американских планах развернуть военные базы в Восточной Европе и странах бывшего СССР. После завершения переговоров в Кремле Гроссман заявил, что эти проекты ни в коем случае не направлены против России. В Москве к таким заверениям отнеслись прохладно. «Любые планы приближения военной инфраструктуры НАТО к нашим границам вызывают вполне объяснимое беспокойство», — заявил министр обороны России Сергей Иванов.
Марк Гроссман отказался подтвердить сообщения прессы о намерении США разместить свои военные базы в Польше и Азербайджане. В то же время Би-Би-Си цитирует министра обороны Азербайджана Сафара Абиева, заявившего, что не исключает возможности рассмотрения этого вопроса правительством своей страны. Дискуссии о возможности размещения американских баз в Азербайджане возобновились в свете недавнего визита в Баку министра обороны США Дональда Рамсфельда. «Наши базы могут сыграть ключевую роль в защите трубопровода Баку — Джейхан», — заявил заместитель командующего войсками США в Европе генерал Чак Уолд. Однако сам Рамсфельд по результатам переговоров в Баку сообщил, что американских баз в Азербайджане пока не будет.
Между тем на недавней встрече министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ в Маастрихте госсекретарь США Колин Пауэлл призвал Россию вывести свои войска с территории Грузии и Молдовы. А на днях помощник министра обороны США Дуглас Фейт начал консультации с Румынией, Болгарией и Польшей о возможном создании на их территориях военных баз. Премьер-министр Польши Лешек Миллер заявил, что присутствие американских военных баз дало бы большее чувство защищенности, а также содействовало бы модернизации польской экономики.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ТОЛСТОВ , директор Института политического анализа и международных исследований:
— Визит Марка Гроссмана в Москву является очередной попыткой склонить российское руководство к добровольному признанию не только доминирующей роли, но и непосредственного военного присутствия США в Центральной, Восточной Европе и на Закавказье. В качестве вероятных мест базирования американских баз не упоминаются страны Балтии — отчасти из-за отсутствия острой военной необходимости, отчасти — из-за нежелания Вашингтона лишний раз дразнить российский политикум. Постоянно упоминается Польша, довольно часто — Болгария, вероятно, Румыния и почти наверняка Азербайджан. Азербайджан — важная страна в первую очередь для иранского направления американской политики, а также с точки зрения присутствия США на Кавказе. Присутствие США в Азербайджане — это и контроль за нефтью.
Разумеется, в Вашингтоне прекрасно понимают, что вся линия российской политики направлена на то, чтобы не допустить такого американского присутствия в Закавказье и Восточной Европе. В то же время США понимают, что на данный момент режим Путина еще слишком слаб, чтобы реально противостоять такому присутствию. Учитывая тот факт, что позиции Путина укрепляются и вполне возможно в России в ближайшие годы будет применена мобилизационная стратегия с усилением роли государства и его места в перераспределении ВВП, США хотят закрепить свое присутствие с тем, чтобы в последствии Россия ничего не могла сделать.
С участием стран, в которых уже имеется российское военное присутствие, создается ОДКБ. В то же время, если говорить о российской базе в Кыргызстане, впервые имеет место попытка расширения российского военного присутствия в постсоветском пространстве. Таким образом, впервые после 1989 года налицо появившаяся тенденция к определенному соперничеству России и США в плане военно-политического влияния в Центральной Азии и Закавказье. Прежнее российское руководство не могло себе представить чего- то подобного. Последним вариантом риторики подобного характера были заявления о «холодном мире» на Будапештском саммите в октябре 1984 года.
Выпуск газеты №:
№226, (2003)Section
Панорама «Дня»