Белорусский урок: марш Свободы как предупреждение
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991019/4193-1-1_0.jpg)
В воскресенье в Минске произошло событие, наглядно объясняющее, что бывает в стране, граждане которой соглашаются с ролью апатического объекта «политических технологий», активно использующих популистский пряник. «День» уже неоднократно предупреждал о том, чем чреват разыгрываемый властью российский сценарий выборов (усиленный в последнее время «белорусским акцентом»). Марш Свободы в Минске заставляет задуматься о том, что если украинцы не смогут сделать выбор — «Без Кучмы и коммунистов!» — то Украина имеет все шансы заимствовать «все самое лучшее» из российского, белорусского и, кстати, болгарского «вариантов»: неадекватный президент, деградирующая экономика, которую доедают околовластные кланы, и «кнут» для оппозиции и СМИ.
В самой массовой за последние годы акции протеста оппозиции в Беларуси — марше Свободы — принимали участие до 20 тысяч человек. Шествие завершилось столкновением, в результате которого от дубинок пострадали десятки демонстрантов, а от булыжников — семь омоновцев и солдат внутренних войск, трое из которых госпитализированы.
«Я преклоняюсь перед этими школьниками, которые отбивались от экипированных омоновцев, ударивших в спину отступавшей колонне демонстрантов», — сказал Вячеслав Сивчик, один из 18 заявителей марша Свободы.
Государственное телевидение, шельмующее «экстремистов» и прокручивающее кадры уличных стычек, утверждает, что демонстранты подкуплены и хотят сорвать союзный договор с Россией, только благодаря которой поступает тепло в дома граждан Беларуси.
«Главный смысл этой акции — протест против готовящегося договора о союзном государстве с Россией, против нарушения прав и свобод человека в Беларуси», — сказал один из лидеров Белорусского народного фронта (БНФ) Юрий Ходыко.
На воскресном митинге проект союзного договора был сожжен под одобрительный свист собравшихся. Массовая манифестация под лозунгом «В Европу без Лукашенко» была также призвана стать веским аргументом в готовящемся диалоге под эгидой Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) между властью и оппозицией. Запад ставит условия Лукашенко — изменение избирательного закона, передача части полномочий будущему парламенту, свобода слова, амнистия политических оппонентов.
Накануне марша Свободы ОБСЕ уже заявила, что переговоры между властью и оппозицией невозможны в обстановке репрессий и страха в стране, где бесследно исчезают или оказываются за решеткой оппоненты президента.
Помощник президента по подготовке и переговорного процесса, и союзного договора с Россией Михаил Сазонов после марша Свободы заверил, что власть по-прежнему стремится к диалогу с Западом. «Но милиция будет действовать и будет действовать жестко. По крайней мере, уступать власть мы не намерены», — сказал Сазонов белорусскому телевидению.
В условиях нарастающего в стране напряжения у Лукашенко, похоже, остается только один союзник — Москва.
Соседи Польша, Литва и Латвия однозначно занимают позицию Запада, настаивающего на изменении политического климата в стране. Официальная Украина, похоже, не столько озабоченная правами белорусов, сколько уставшая от экспрессивного белорусского лидера, вероятно уже созрела для того, чтобы еще плотнее прикрыть дверь перед Александром Григорьевичем. Что вряд ли можно сказать о «белорусской технологии» предвыборной кампании и «замашек» в отношении политических оппонентов и оппозиционных СМИ. Появившуюся же информацию о встрече Л.Кучмы с Семеном Шарецким, главой разогнанного Лукашенко парламента (он посетил на днях Киев) вчера опроверг Интерфаксу пресс-секретарь Президента А. Мартыненко.
Минск