Берлин: необыкновенный фашизм
Большинство экспонатов этой выставки — не более чем безделушки: старая сумочка, колода карт, фонарик. Даже вызывающий наибольший интерес экспонат, возле которого всегда толпятся посетители, представляет из себя всего лишь деревенскую вышивку.
Организаторы выставки, открывшейся 15 октября в Германском историческом музее, намеренно избегают всего экстраординарного: в центре их внимания именно обыденность, в которой немцы принимали, а нередко и прославляли Гитлера.
Предметы домашней утвари с нацистской символикой. Декоративное панно, сотканное прихожанками по указанию пастора и прославляющее союз церкви, государства и партии.
«Общество само себя мобилизовало, — рассказывает Ханс Ульрих Тамер, один из трех кураторов выставки в Германском историческом музее. — Человек по имени Адольф Гитлер был весьма заурядной личностью. В то, чем он стал, его превратил народ».
Выставка «Гитлер и немцы: нация и преступление» первая в своем роде со времени окончания Второй мировой войны. Она посвящена лично Адольфу Гитлеру. Демонстрация нацистской символики и пропаганда нацизма в Германии запрещены, поэтому кураторы постарались исключить из экспозиции любые предметы, которые можно было бы причислить к прославляющим Гитлера. Например, его мундир остался в запасниках.
Внимание организаторов выставки сосредоточено на том обществе, которое вскормило Гитлера и наделило властью. Историки уже давно говорят, что не Гитлер загнал немцев в фашистское стойло, но немцы подняли его на вершину власти.
Один из кураторов выставки заявил, что сегодня этот вопрос более актуален для немцев, чем когда-либо за последние шестьдесят лет. Рост национализма, распространение ксенофобии и отношения к нацистскому прошлому как к чему-то, не связанному с сегодняшней действительностью, вызывают у немцев старшего поколения тревогу относительно возможности его повторения.
«Остановить экстремистов возможно, только изолировав их от общества, не позволяя им налаживать связи с буржуазией и другими классами, — убежден Ханс Ульрих Тамер. — По-настоящему опасными нацисты стали тогда, когда сумели привлечь на свою сторону высшее общество».
Немцы все меньше чувствуют на себе груз вины за прошлое и находят множество способов для позитивного утверждения чувства национальной гордости. Однако есть и тревожные симптомы.
Книга, проповедующая генетическую детерминированность уровня интеллекта и провозглашающая мусульман силой, «снижающей интеллект общества», автором которой стал известный в прошлом банкир, оказалась бестселлером немецких книжных магазинов. Некий известный политик публично принизил «чуждые культуры». Новая партия правой ориентации недавно собрала сотни слушателей на выступление голландского политика Герта Вилдерса.
«Было бы преувеличением говорить, что выставка смогла подорвать влияние популизма, — говорит пресс-атташе музея Рудольф Трабольд. — Мы делаем то, что в наших силах. Достаточным ли будет эффект от нашей выставки, чтобы затмить силу популистских речей Герта Вилдерса, я судить не берусь».
Один из посетителей, уже 22 года живущий в Берлине, бельгиец Эрик Пиньоле, заявил, что ему нравится, что от сегодняшних немцев редко можно услышать пресловутое «мы не знали». Однако и его тревожит сходство между определенными моментами прошлого и сегодняшней ситуацией.
«Мне кажется, если бы сегодня появился кто-то вроде Гитлера, он был бы опасен, — продолжает Эрик Пиньоле. — Сейчас тоже много безработных, недовольных политическим руководством страны, и они вполне могли бы проголосовать за такого политика».
В день открытия выставки около 3 тысяч человек захотели заплатить по $8,40 за билет, чтобы увидеть почти тысячу экспонатов, среди которых фотографии, видео, мундиры и тексты, рассказывающие о том, как этот человек и партия, которую он возглавил, смогли увлечь людей за собой, поманив их надеждой на получение работы, обретение утраченного чувства собственного достоинства и осмысленности своей жизни, и жестоко расправились с теми, кто за ними не пошел.
«Это выставка о Гитлере и немецком народе, то есть о социальных, политических и индивидуальных процессах, превративших большинство германского народа в пособников, сообщников и соучастников нацистских преступлений, — заявила Констанц Штельценмюллер, старший зарубежный стипендиат американского фонда Джорджа Маршалла в Берлине. — Такая оценка сегодня практически не вызывает споров, ее отвергают лишь ничтожное меньшинство обманутых стариков и члены немецких ультраправых экстремистских организаций. Но так было не всегда».
Об этом ясно свидетельствуют тексты на табличках, сопровождающих экспонаты выставки. Например, на табличке рядом с письмами детей-узников концлагерей сказано: «Гитлер сумел привести в исполнение свои планы захвата территорий и истребления людей потому, что военная и экономическая элита помогла ему развязать войну».
На выставке представлено множество фотографий, показывающих, как стар и млад бурно приветствуют Гитлера. Однако миф о том, что очарованию нацизма было невозможно противиться, тут же опровергается рассказом об Иоганне Георге Эльзере, пример которого подтверждает, что «отдельные личности сумели превратиться в борцов сопротивления».
В самом начале войны плотник Иоганн Георг Эльзер совершил покушение на Гитлера и был за это повешен. Рассказ о нем вызывает у некоторых посетителей вопрос: почему их родители и дедушки с бабушками пошли за Гитлером? Как же случилось это массовое помешательство?
«Мой отец был членом гитлерюгенда, — говорит посетительница выставки Гутфройнд Келлер, пришедшая сюда с мужем и двумя дочерьми. — Это с трудом укладывается в голове».
Выпуск газеты №:
№194, (2010)Section
Панорама «Дня»