Перейти к основному содержанию

Беспрецедентная открытость как стандарт безопасности

28 сентября, 00:00
Одним из основных элементов безопасности любого государства является бюджет Вооруженных сил. Согласно проекту главной сметы государства на следующий год, финансирование украинской армии по-прежнему хромает. Хотя, по сравнению с нынешним годом, более уверенно. В 2003-м военные могут рассчитывать на 2 миллиарда 945 миллионов 225 тысяч 400 гривен по общему фонду (что на 15,3% больше, чем в 2002-м). И, если удастся уладить проблему с долгами «Нефтегаза Украины» перед Министерством обороны, на 987 миллионов 200 тысяч гривен — по специальному. 75,6% общего бюджета армии (погранвойска идут в документе отдельными статьями) планируют направить на оплату труда военнослужащих. Еще 7,36% — на оплату коммунальных услуг. Расходы на выполнение программы реформирования и развития ВС увеличены, по сравнению с текущим годом, на 69,5% и прогнозируются в размере 431, 604 млн. гривен. Но львиная доля — 371, 604 млн. — этой суммы идут по спецфонду, с которым, по признанию армейского руководства, часто возникают проблемы. Еще сложнее с военной техникой. По общему фонду бюджета-03 на закупку вооружений Министерству обороны выделено... всего 5 млн. гривен (79 млн. — по специальному). Строительство и капитальный ремонт военных объектов государство хочет выполнить за 9 млн. 400 тыс. грн. Обновление технического парка будет стоить общему фонду бюджета-03 одиннадцать миллионов гривен (армии и тут предложено рассчитывать на себя — по спецфонду выделено 63, 207 млн. грн.) Равно как и в прикладных разработках в сфере военной обороны государства (общий фонд — 15 миллионов, специальный — 83 миллиона 100 тысяч гривен). Симптоматично, что один миллион триста тысяч гривен военным предложено «запасти» для ликвидации последствий своей деятельности

Вчера в стенах Верховной Рады Украины начала работу международная конференция «Парламентский контроль в сфере безопасности и обороны». В числе наиболее важных обсуждаемых вопросов — проблема контроля со стороны представительских органов власти за деятельностью вооруженных сил, борьба с терроризмом как глобальной угрозой, проблема отмывания грязных денег, борьба с коррупцией. Естественно, в свете появившихся в последние дни обвинений в адрес нашего государства относительно поставок радарных систем в Ирак, участники обсуждений не могли не затронуть и эту проблему. Заместитель председателя Верховной Рады Александр Зинченко в своем выступлении заявил, что в Украине за годы независимости в основном сформирована правовая база, которая определяет права и полномочия государственных институтов в осуществлении контроля над вооруженными силами. Парламент, сказал Александр Зинченко, не осуществляет непосредственного управления армией, однако «имеет в своем распоряжении довольно широкий и относительно самодостаточный арсенал механизмов влияния», среди которых наиболее весомый — рассмотрение и утверждение военного бюджета, утверждение численности Вооруженных Сил, принятие решений о войне и мире. Вице-спикер заметил, что парламентарии «пока что не полностью используют потенциальные возможности относительно контроля над силовыми структурами». По его мнению, для того, чтобы система гражданского контроля над вооруженными силами соответствовала стандартам цивилизованных государств, необходимо больше привлекать для ее нужд гражданских экспертов, компетентных в военных вопросах, а также прессу и академические институты.

Пожалуй, наибольший интерес представителей прессы вызвал Секретарь СНБО Евгений Марчук. И это неудивительно — от него журналисты, а также присутствующие иностранные гости надеялись услышать нюансы в официальной точке зрения по так называемому «вопросу о «Кольчугах».

«Украина обеспечит беспрецедентную открытость в ходе расследования информации о якобы имевшей место незаконной продаже радарных установок «Кольчуга» в Ирак», — заявил Евгений Марчук. По его словам, украинское государство даже готово предоставить американским экспертам ряд тактико- технических характеристик этих систем. Секретарь СНБО Украины еще раз подтвердил: Украина не продавала «Кольчуги» в Ирак, сказав при этом, что руководители страны уже отвечали на подобные обвинения весной этого года. Евгений Марчук также напомнил, что в связи с прозвучавшими в адрес Украины обвинениями, руководство страны обратилось с предложением к Совету Безопасности ООН и к США о проведении проверки соблюдения санкций ООН относительно Ирака. «Мы предложили непосредственно США проверить не только саму процедуру продажи «Кольчуг», но и принять участие в проверке самих систем, которые находятся в Украине», — сказал он. При этом правда, секретарь СНБОУ сделал уточнение: необходимые для проведения расследования характеристики «Кольчуг» будут предоставлены экспертам, однако полностью выкладывать все ноу-хау, касающиеся этого оружия, Украина не будет. Как известно, радарные комплексы «Кольчуга» могут обнаруживать даже самолеты-«невидимки», при этом сами они остаются незаметными с воздуха.

Евгений Марчук сообщил, что всего произведено несколько десятков «Кольчуг», и сейчас они есть не только в Украине, но и в России, Беларуси, Азербайджане. «В советские времена несколько штук было и в Восточной Германии», — заметил он. Секретарь СНБО также заявил, что проверяющим будет названа страна, которой Украина продавала «Кольчуги», а также фирма-посредник.

Открытость и прозрачность — это именно то, на чем в первую очередь настаивали представители Госдепартамента США, выдвигая обвинения против Украины. В заявлениях официального представителя Госдепартамента США Ричарда Баучера, посла США в Украине Карлоса Паскуаля, заместителя главы миссии США в Украине Марии Йованович подчеркивалось при этом, что для Соединенных Штатов важен не сам факт передачи или непередачи комплекса «Кольчуга» Ираку, а факт того, что такая принципиальная возможность обсуждалась украинским руководством. Это заставляет сделать предположение о том, что позиция США будет жесткой. Вопрос, располагают ли Соединенные Штаты какими-либо доказательствами факта попытки нарушения Украиной режима санкций против Ирака, остается открытым: Карлос Паскуаль не подтвердил, что подобные сведения имеются (кроме того, что фрагмент «пленок Мельниченко» признан аутентичным). Ставшие уже историческими примеры подтверждают, что Вашингтон крайне редко изменяет однажды принятое решение под действием каких бы то ни было факторов — независимо от того, какая именно администрация находится у власти, о чем конкретно идет речь, каким будет возможный результат акции. В данном случае важна именно акция: иракский вопрос помогает удерживать популярность президента Буша, Соединенные Штаты способны начать операцию против режима Саддама самостоятельно (далеко не все европейские союзники США готовы ее поддержать), при этом не обязательно дожидаясь одобрения Советом Безопасности ООН. Именно поэтому можно предположить, что выводы экспертов ООН, которых пригласила Украина, могут и не стать решающим аргументом в пользу нашей страны. От украинской элиты потребуется комплекс усилий по восстановлению доверия в отношениях с США.

Тем не менее, вчера вечером Совет Безопасности ООН начал консультации по проблеме «Кольчуг», дата возможного приезда в Украину для изучения вопроса американских инспекторов, как сообщается, находится в стадии определения. Глава Комитета СБООН по санкциям относительно Ирака Оле Питер Колбе заверил главу МИДа Украины Анатолия Зленко, что комитет будет работать на основе объективности и беспристрастности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать