Без нагнетания
Какова цена прозрачной цены на газВопреки прежним заявлениям о том, что сначала займется восстановлением отношений с Россией, а уж затем можно будет решать газовые проблемы, премьер-министр Украины уделил им в Сочи, где вел переговоры с главой российского правительства Михаилом Фрадковым, первостепенное внимание (Фрадков подчеркнул, что тема поставок газа была основной на переговорах с украинским коллегой). «Определены ценовые параметры до конца 2006 года и на 2007 год, они согласованы. Цены будут рыночными, но механизм формирования цен будет прозрачным... — информировал Янукович журналистов, хотя и не сказал, о какой конкретно цене идет речь (и позже уточнил: «Не дороже», чем сейчас, т.е. $95 за 1 тыс. кубометров). «Мы считаем, что никаких резких скачков цен на газ не будет», — подчеркнул он. «В ходе переговоров я не почувствовал, чтобы наши партнеры нагнетали ситуацию», — уверял премьер.
Вместе с тем, в его сообщении выделяется фраза о том, что газовые цены «будут соответствовать уровню экономических отношений между Украиной и Россией». А вот Фрадков сказал: «Я подтвердил, что мы исходим из договоренностей, которые были достигнуты в начале января. Мы будем руководствоваться рыночным подходом». Ну, тут все ясно, январское соглашение должно остаться в силе. А вот над этим нужно подумать: «Должны быть позитивные сдвиги, движение должно быть активным по всем вопросам». Эту несколько загадочную мысль можно трактовать по-разному. Но не в ней ли заложено основное условие, выдвигаемое Украине?
Тем не менее в вопросе создания и работы международного газотранспортного консорциума, к которому российская сторона, безусловно, проявляет большой интерес, Янукович проявил твердость. В Сочи он уже в который раз бескопромиссно заявил, что действующая газотранспортная система Украины в консорциум не войдет. «Речь идет о строительстве новых участков», — пояснил Янукович.
В Сочи проявились и некоторые новые нюансы в отношении участия Украины в ЕврАзЭС. «Нам интересны вопросы, прежде всего, экономической интеграции в ЕврАзЭс», — сказал наш премьер-министр. При этом он назвал «одним из самых интересных вопросов» для Украины разработку газовых месторождений в Узбекистане, Казахстане, России и уточнил, что Украина может принять участие в ряде проектов ЕврАзЭС в случае, если они будут соответствовать национальным интересам страны. «Мы должны изучить это объединение, в чем Украина может принять участие. Все, что соответствует национальным интересам, — Украина может принять участие в таких проектах», — заявил украинский премьер. Одновременно Украина сделала в Сочи первый шаг по реанимации Единого экономического пространства, в котором, кроме нее, участвуют также Россия, Беларусь и Казахстан. Заседание группы высокого уровня ЕЭП, по словам Януковича, состоится в ближайшее время. Туда делегирован известный сторонник этой организации первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров. А Фрадков назвал участие Украины в интеграционных процессах в рамках ЕЭП одним из принципиальных вопросов в российско-украинских отношениях и предложил украинским коллегам вместе «порассуждать» о возможных перспективах включения Украины в ЕврАзЭС и Таможенный союз. Может, это и есть главная загадка, которую предстоит решить Украине на пути к приемлемой газовой цене?
Между тем, намерение Януковича как можно быстрее восстановить сотрудничество двух стран на самом высоком уровне, по-видимому, не получило активной поддержки с другой стороны. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что российско- украинский комитет по экономическому сотрудничеству соберется лишь в ноябре. Думается, первое после полуторагодичного перерыва заседание комиссии Ющенко — Путин состоится не раньше, а позже. Ведь на комитете будут разрабатываться вопросы, которые впоследствии, как сказал Фрадков, будут вынесены на заседание комиссии, возглавляемой президентами.
Добиваясь взаимопонимания с российской стороной и, очевидно, надеясь на какую-то, скорее всего, газовую взаимность, Янукович выложил на стол переговоров интересный для российской стороны вексель. По его словам, Партия регионов продолжит добиваться изменения статуса русского языка в Украине (дома его ответы на соответствующие вопросы были более уклончивыми). «Я никогда не говорил, что мы изменим программу, с которой мы шли на выборы и которую обещали украинскому народу», — сказал премьер. «Как только у нас появится практически такая возможность (конституционное большинство. — Авт. ), мы этот вопрос будем ставить», — сказал он, но уточнил, что «более приемлемым вопросом» считает руководствоваться Европейской хартией языков.