Без налоговой — страны нет
Но с такими налогами ее тоже может не быть![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011023/4192-1-1_0.jpg)
Сегодня к разнообразию и обилию промышленных товаров и продуктов питания на украинском рынке мы уже привыкли. Большинство граждан Украины никак не может и не желает привыкать к отсутствию необходимой на их приобретение денежной массы в своих кошельках. И объяснений последнему предостаточно: производства стоят, зарплаты в основном невысокие, да и не всегда вовремя выплачиваются, наличие явной и скрытой безработицы, скромные пенсии и многое другое. И тем не менее, все мы — покупатели. Более или менее активные — вопрос иной. И главное, что ныне большинство жителей Украины — грамотные потребители. Практически все знают о наличии фальшивых вино-водочных изделий и продуктов питания. О существовании подпольных цехов и заводов по их производству. Знают, куда надо смотреть и что делать, дабы определить фальсификат. Правоохранители ведут с горе-производителями постоянную борьбу. И тем не менее, «подпольщики» процветают.
В начале этого года к вышеупомянутым «производителям» присоединились и производители украинских тяжелых грузовиков. В конце сентября в ходе проведения спецоперации налоговая милиция Полтавской области обнаружила в селе Гориславцы под Кременчугом подпольный цех по производству машин знаменитой украинской марки «КрАЗ».
«Обвал» основного производства на Кременчугском КрАЗе начался в августе. Объяснение сему серьезное и одновременно простое. С введением Россией нового налога на ввоз украинской продукции с конвейера сошло вдвое меньше машин...
Гориславцывские «коммерсанты», видимо, предчувствуя развитие событий, организовали свое производство заранее. И успели к визиту налоговой милиции собрать 9 машин, две из которых реализовали. Во-первых, мини-завод, размещенный на 1,7 га плодородной земли, арендованной в одном из коллективных сельхозпредприятий, мог составить серьезную конкуренцию автомобильному заводу-гиганту. На этой территории было смонтировано из разборных конструкций пять производственных помещений, в которых разместились 11 цехов по сборке автомашин «КрАЗ». Нелегальную сборку обеспечивали всего 12 рабочих. Все они — жители близлежащих сёл. На данный момент, «труженики цехов» разбрелись кто куда. Попытки узнать что- нибудь подробнее об их судьбе, кто или что привело их на упомянутый заводик, успехом не увенчались. Местные жители от общения с прессой отказывались под любым предлогом. Да, был заводик, кто-то там работал. А конкретнее — ничего не знаем. Во-вторых, в «офшорной зоне», свободной от всех и всяческих налогов, в том числе и повышенного на 20% российского, цена готового «КрАЗа» колебалась от 150 до 230 тыс. грн., что намного меньше среднерыночной по Украине. Полтавская налоговая милиция, кроме семи изъятых и готовых к реализации грузовиков, нашла в селе Гориславцы, в подпольном цеху еще на полмиллиона гривен запчастей и комплектующих к автомашинам. По утверждению горе-коммерсантов, эти детали они покупали за наличные у местного (!) населения. К слову, «подпольный» завод принадлежал одному из местных частных предприятий. По документам, оно специализировалось на выращивании зерновых и технических культур, а также практиковало обслуживание и ремонт сельхозтехники и автомобилей. Кстати, необходимые запчасти и комплектующие бизнесмены оформляли как товар, приобретенный у киевских фирм, оказавшихся при проверке фиктивными.
У подпольного цеха по производству КрАЗов, если бы его не обнаружили компетентные органы, были неплохие перспективы. Правоохранители изъяли счета и договоры на реализацию еще двух готовых машин, а также семь автомобилей на сумму свыше 500 тыс. грн.
Факт существования «подпольного производства» в селе Гориславцы серьезно заинтересовал следствие. Что вынуждает серьезно задуматься. Во-первых, эти украинские тяжелые грузовики изготовляли не случайные прохожие, а мастера своего дела. Таким людям место на государственных производствах, тем более действующих, всегда есть. И тем не менее они предпочли «сторону». Мотивы? Весьма просты: денег реальных значительно больше. И огромными налогами руководство не объясняет наличие проблем на производстве. Во-вторых, покупатели довольны. И дешевле, и налоги в стороне. И сколько еще инстанций получат незадекларированную прибыль. И главное — это материальная и очень существенная помощь тем, кто предоставляет землю, помещение и создает прочие условия. В-третьих, при наличии у населения такого количества запчастей, необходимых для изготовления грузовых машин, почему не оказать помощь ближнему? В-четвертых, а может поступить проще и последовать примеру китайских экономических реформаторов 60-х годов, т. е. начать развитие тяжелой промышленности на каждом колхозном подворье?
Но прежде, по моему разумению, надо отменить непосильные налоги и упорядочить рынок сбыта хотя бы в той же «строптивой» России.
КОММЕНТАРИИ
Александр ГРИЦЕНКО , главный инженер завода КрАЗ:
— КрАЗ переживает сегодня не лучшие времена. В 1986 году, например, когда в СССР строили БАМ, за год было выпущено 30 тысяч 680 автомобилей. Ныне мы работаем только под заказ. Т.е. в один месяц с конвейера сходит 150 грузовиков, в другой — 300... Последний крупный заказ выполнили для Анголы — 100 машин. Конвейер практически не останавливается. Главный покупатель КрАЗов — Россия. Это 90—95% продукции. А Украина? Это оставшиеся 5%... Почему рядом с гигантским конвейером, предприятием, с численностью работающих семь с половиной тысяч, возник сельский «подпольный цех»? К слову, подобные «цеховики» есть и в России. Я не вижу в этом явлении ничего необычного. Во- первых, по моему разумению это раздутая сенсация. «Цеховики» в Гориславцах не выпускали продукцию самостоятельно, а переоснащали так называемые «конверсионные» автомобили. Во-вторых, качество сборки — низкого уровня! Меня приглашали осмотреть цех в качестве эксперта. Могу со всей ответственностью заявить подобные цеха не конкурентны. «Сарайная технология», если и найдет своего потребителя, то очень быстро прогорит... Меня беспокоит другое: отрасль переживает глубокий кризис. Не только в Украине, но и в России: там выпуск именно тяжелых грузовиков упал на 12%. Сегодня, на КрАЗе, дела не так уж плохи: мы проводим реконструкции завода, конвейер не стоит (раньше и такое бывало), у предприятия есть и постоянные заказчики.
Сергей СТЕПАНОВИЧ, пресс-офицер Управления Государственной налоговой администрации Полтавской области:
— Налоговой милицией до сих пор выясняются каналы поступления запчастей на нелегальный конвейер в селе Гориславцы. То, что коммерсанты якобы скупали детали «у населения» (об этом были уже сообщения в прессе), выглядит неубедительно...
Дело было поставлено «на поток». В пяти смонтированных из разборных конструкций сооружениях функционировали 11 боксов, по сути, мини-цехов (сборочный, сварочный, покрасочный, пескоструйной обработки и т.д.). Грузовики реализовывались под видом запчастей. Те же запчасти по документам «приобретались» у фиктивных киевских фирм. По материалам проверки возбуждено уголовное дело. Идет следствие.
Нам ничего не известно о том, что основой для подпольной сборки служили так называемые «конверсионные» (купленные у военных) автомобили.
КСТАТИ
«Сарайная технология», термин, который употребил главный инженер КрАЗа А.И. Гриценко, конечно, звучит жестко. Но «подпольное производство» не могло возникнуть на пустом месте. По мнению опытнейшего «кразовца» (Александр Иванович проработал на заводе 32 года из своих 52-х), Украина очень нуждается в тяжелых грузовиках, но ныне они нам не по карману. Главный инженер вспомнил в разговоре и такой печальный опыт: на КрАЗе в свое время пытались выпускать итальянский микроавтобус «ИВЕКО». Но отпускная цена оказалась очень высокой — $22 тыс. за одну единицу. И украинский рынок завоевала российская «Газель» (8 тыс. у.е и даже меньше). О цене теперешних КрАЗов А. Гриценко умолчал — коммерческая тайна (то же самое сказал, точнее, не сказал и о средней зарплате на заводе). Но если сравнить стоимость микроавтобуса «ИВЕКО»; неудачный проект КрАЗа и цену за только выпущенный в сентябре этого года тяжелый грузовик — то они практически совпадают! 22 тыс. у.е — это приблизительно 130 тыс. грн. А «подпольный» тяжелый грузовик «уехал» в Ивано-Франковскую всего за 150 тысяч! Да, тут остается без ответа вопрос о качестве «доморощенных» КрАЗов. Но, не желая уязвить профессиональную гордость кразовцев, хочу тут же привести интересный пример.
В Полтаве недавно было вполне легально создано СП «Полтаваавтомаш», которое выпускает... автобусы фирм «Вольво» и «Скания». Впрочем, «выпускает» — это громко сказано. Этот маленький полтавский заводик занимается капитальным ремонтом и переоснащением уже отслуживших (подчеркну, отслуживших в Европе) свой век машин. Результаты превзошли все ожидания. Корреспонденту «Дня» один из руководителей совместного украинского проекта, господин Алекс Рюсхольм (он же — президент фирмы «Бусмаркет Свиден») сообщил следующее: «Мы очень довольны качеством работы полтавчан. Автобусы сходят с этого маленького конвейера практически новые, соответствующие всем евростандартам. Мы планируем их продавать в Россию, Беларусь и Узбекистан». А один автобус, сказал господин Рюсхольм, уже продан... в Швецию! И ведь кому-то все это выгодно — несмотря на таможенные барьеры и большие налоги!
Напрашивается такой вывод. Наряду с гигантами индустрии, в свое время обслуживавшим и гигантские просторы «союза нерушимого», сегодня имеют право на существование небольшие предприятия, очень гибкие, чутко реагирующие на различный (в том числе и на неприхотливый) спрос. Проблема в ином: малое предприятие тут же обкладывается большими налогами, и под силу они лишь тем, кто уже крепко стоит на ногах. В ином случае «феномен микроцеха» по производству «макроавтомобилей» в селе Гориславцы полтавской области не показался бы таким курьезным.
И еще: Руководители подпольного мини-завода после посещения их производства правоохранителями пребывают «в бегах». Рабочие, в основном местные жители, тоже «растворились».
Выпуск газеты №:
№192, (2001)Section
Панорама «Дня»