Перейти к основному содержанию

Битва за Киев

Клон «партии власти» возвращают в надлежащее место. Предвыборная игра становится еще более запутанной
13 февраля, 00:00
В последний момент Александр Омельченко передумал уходить в отпуск на время избирательной кампании и не повиновался премьер- министру Анатолию Кинаху, ознакомившему его с указом Президента о назначении исполняющим обязанности главы горадминистрации заместителя А.Омельченко Игоря Шовкуна. Более того, мэр и его сторонники сделали ряд движений на грани фола.

Киевский городской совет, как информирует Интерфакс-Украина, «обязал» Омельченко в период подготовки и проведения выборов исполнять свои обязанности, а также руководить исполнительным органом Киевсовета — Киевской горадминистрацией. Сессия также выразила недоверие заместителю главы горадминистрации Игорю Шовкуну, хотя сам А.Омельченко не согласился с такой оценкой: по его словам, И.Шовкун — инициативный и добросовестный работник, но «не искушен в политике, и на его месте каждый мог сделать такую же ошибку». «Ошибка», видимо, состоит в неисполнении указа Президента.

Парламентская фракция «Еднисть» обратилась к Президенту Украины с просьбой отменить указ о временном освобождении А.Омельченко от обязанностей главы горадминистрации.

Мнение Леонида Кучмы, которое Президент высказал в Ханты-Мансийске — А.Омельченко должен выполнить решение главы государства и уйти в отпуск — лидера блока «Еднисть», по всей видимости, не убедило. Александр Омельченко заявил, что намерен исполнять свои обязанности до тех пор, пока не встретится с Леонидом Кучмой. Он также сказал, что посоветовал Игорю Шовкуну выполнять свои прежние обязанности — заместителя председателя Киевгорадминистрации по вопросам экономики. На внеочередной сессии Киевсовета А.Омельченко сообщил, что заказал разговор с Президентом, находившимся в Тюмени, однако связи не было. Зато мэр смог, по его словам, связаться с главой Администрации Президента Владимиром Литвиным, который заверил собеседника, что данный указ готовился без его участия. Если верить Омельченко, получается, что глава АП, еще не уйдя в отпуск, не знает, какие тексты указов подаются на подпись Президенту.

Во всей этой ситуации налицо применение двойных стандартов: с одной стороны, главный толкователь избирательного законодательства Михаил Рябец сказал, что в предвыборный отпуск уходить вовсе необязательно, с другой — Президент настоятельно порекомендовал баллотирующимся в парламент чиновникам исполнительной власти пару месяцев отдохнуть от державных дел. Ясное дело, сделать правильный выбор оказалось нелегко, тем более что подход к чиновникам-кандидатам демонстрируется, мягко говоря, индивидуальный, то есть избирательный. Одним желающим сгореть на работе дают добро, других просят побыстрее освободить помещение. Справедливости ради следует заметить, что Александр Омельченко сам виноват в том, что произошло: уходя — уходи, большая политика не терпит суеты, когда, сказав «а», вместо «б» говорят что-то совсем другое. Не того назначили и. о., кого г-ну Омельченко хотелось? Но исполнительной вертикали еще никто не отменял, и кого куда назначать, — это прерогатива Президента и Кабмина. С другой стороны, теперь возглавляемый А.Омельченко блок «Еднисть» хорошенько подумает, прежде чем пополнить ряды пропрезидентской фракции, создаваемой на базе блока «За ЕдУ!». А укрепится ли в своем намерении поддержать А.Омельченко на выборах мэра блок «Наша Украина»? Все, как писал классик, смешалось в доме «облонских»...

Теперь предвыборная ситуация для исполнительной власти, и тем более конфигурация будущего парламентского большинства, выглядит еще боле мутной.

После того как Леонид Кучма назначил вечером 10 февраля исполняющим обязанности главы Киевской горгосадминистрации Игоря Шовкуна, который до этого возглавлял в этой же администрации управление экономической политики, возможны несколько вариантов дальнейшего развития событий. Перед тем как эти варианты рассмотреть, стоит вернуться на несколько лет назад и вспомнить, каким образом на посту киевского городского главы оказался Александр Омельченко.

Смысл в этом есть, потому что нынешний лидер партии «Еднисть» появился на политическом небосклоне в роли влиятельной фигуры вовсе не по воле благодарных киевлян, как это пытаются сегодня представить апологеты «Сан Санича». Факты свидетельствуют, что своим взлетом к вершинам власти и популярности Александр Омельченко обязан исключительно Леониду Кучме. Случилось так, что в момент, когда правление столицей Леонида Косакивского вошло в противоречие с интересами высшей государственной власти, подвернулась именно кандидатура Омельченко, который и был указом Президента назначен главой столичной госадминистрации. Сделано это было «при живом» городском главе. Оказавшись в нужное время в нужном месте, Омельченко постепенно перетянул на себя все рычаги реальной власти в Киеве, не обращая внимания на протесты из сессионного зала Киеврады. Излишне говорить, что взятая тогда власть была исключительно лояльной к власти Президента и ни одного шага без ведома и согласия Банковой со стороны Александра Омельченко не наблюдалось.

В награду он получил годовую отсрочку выборов городского главы, которым в 1998 году мог быть избран кто угодно, только не низкорейтинговый в то время Омельченко. За год, предоставленный в его распоряжение, будущий всенародно избранный глава сделал все, чтобы поднять свой авторитет среди киевлян на надлежащую высоту.

А потом начался обычный для многих постсоветских государств конфликт между руководителем столицы и центральной властью. Наше гибкое, когда нужно, законодательство оставило каждой из сторон право толковать себя в свою пользу.

Еще в конце прошлого года Президент Кучма несколько раз не совсем одобрительно высказался в адрес реанимированной Омельченко партии «Еднисть». А когда это не подействовало, поинтересовался в соответствующем суде, соответствует ли Конституции совмещение должностей главы Киевской горгосадминистрации и Киевского городского главы одним лицом.

Омельченко к этому сигналу не прислушивался. То ли он сам поверил, то ли ему подсказали, что партия «Еднисть» с ним во главе действительно способна пройти в парламент, отобрав голоса у пропрезидентского блока «За единую Украину!» (больше не у кого — по названию и политико-технологическим принципам построения это «ближайший» к «Едности» блок). А далее и вовсе удивительно — наметился альянс между «Еднистю» и «Нашей Украиной», что вряд ли входило в планы режиссеров кампании. Ибо аморфный и легко управляемый «сын Президента» — это одно, а решительный строитель, успевший физически перестроить чуть не половину исторического центра Киева — совсем другое.

Далее все пошло по бывшему «сценарию Косакивского» с поправкой на современный политический «ветер». Сначала Александр Омельченко пошел в отпуск в связи с выборами, оставив «на хозяйстве» своих людей, а потом Леонид Кучма назначил на неосмотрительно освобожденное место того «и.о.», которого посчитал нужным.

Суматоха в понедельник с вечерней сессией Киеврады, отзывом Омельченко заявления об отпуске через фельдъегеря, заявлениями и ссылками на законы уже не могла ничего изменить. Осталось несколько возможных вариантов развития событий, с чего мы и начинали.

Безусловно, Александр Омельченко имеет право надеяться на то, что, вернувшись из поездки в Россию, Леонид Кучма изменит свое решение или сформулирует его иначе. На это надеется и многочисленная свита мэра, давая именно такие комментарии. Это первый вариант, исключать который пока не стоит.

Второй вариант предусматривает решительность и твердость Президента в своем решении, в результате чего Омельченко освободит кабинет, а большинство активистов «Едности» забудут о необходимости наращивать ряды партии за счет работников столичных предприятий и учреждений. Вероятность такого последствия нынешней коллизии также очень велика. Во всяком случае, для того, чтобы дать «задний ход» кадровым решениям на таком уровне, нужны очень серьезные аргументы. Пока таких аргументов у Омельченко не наблюдается.

И наконец в третьем варианте конфликт по иску Омельченко рассмотрит суд, который и решит, соответствует ли действующему законодательству указ Президента о назначении вместо Александра Омельченко другого и.о. Оставлять такой вариант среди возможных вынуждает продекларированная всеми власть имущими преданность демократическим ценностям.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТЕЛЕШУН, доктор политических наук:

— Взаимосвязанных составляющих ситуации в данном случае три: политическая, юридическая и этическая. Что касается юридической стороны дела, то Президент, мне кажется, высказался достаточно четко. Он дал свою политическую оценку тому количеству полномочий А.Омельченко, которое требует рассмотрения на предмет противоречия Конституции. И, во избежание двоякого чтения юридических норм, свою четкую оценку должен дать Конституционный Суд. Вторая составляющая — политическая, которой и объясняется значительная часть возникших эмоций. В данном случае я могу понять соратников столичного городского головы, которые собрались на выборы, договорились о пресловутом админресурсе, информационном, возможно, экономическом и политическом взаимодействии и вдруг потеряли координатора. Что касается мэра, то происходит крушение определенного мифа о полной непотопляемости Александра Александровича. На его попытку ведения собственной игры Президент отреагировал адекватно, заявив о том, что А. Омельченко пока еще не президент, чтобы решать, что правильно, а что нет, — он был принят на службу. И тут необходимо развести политические и юридические амбиции. Третья составляющая — этическая. Человека, видимо, убедили в том, что он является одним из наиболее влиятельных политических лидеров. В данном случае он в этом уверен. Ситуацию можно оценить как удар по честолюбию, и удар достаточно болезненный. И в этом отношении можно понять мэра Киева. Для многих политиков, связанных с административным ресурсом, потерять его особенно страшно. Ведь значительная часть украинского политического истеблишмента без кресла и экстремального воздействия не способна работать в публичной сфере. В данном случае, чтобы не допустить ошибки, Александр Омельченко должен четко следовать указу Президента, то есть разобраться с юридической частью вопроса как государственный служащий. Ведь в ситуации, когда многие, используя его особенности, толкают его на конфронтацию, он, как политик, может потерять очень многое: А. Омельченко всегда выигрывал как хозяйственник и как рачитель интересов киевлян и сейчас из-за последних скандалов он теряет много баллов.

Николай ТОМЕНКО, директор Института политики:

— Начало нынешнего киевского противостояния имеет выразительный политический характер. Можем говорить о своеобразном президентском избирательном уроке для государственных должностных лиц. Ситуация вынудила Леонида Кучму взять под свой контроль ход парламентской избирательной кампании 2002 года. Ведь попытки глав областных и районных государственных администраций, городских глав вести самостоятельную игру на выборах уже привели к низкому рейтингу блока «За единую Украину!» и к возможным серьезным проблемам с другими пропрезидентскими избирательными блоками.

В таких условиях Президент будет делать все, чтобы максимально сконцентрировать усилия государственной и местной власти, бизнеса для поддержки тех избирательных блоков и партий, которые поддерживают его и подконтрольны его команде. Поддержка любой другой политической партии или блока представителями местной власти, похоже, будет расцениваться как игра лично против Президента и будет вызывать адекватную реакцию. Более того, после последних киевских событий объективно снизится активность некоторых олигархов, финансирующих так называемые проекты-сателлиты — скажем, проект Виктора Пинчука «Команда озимого поколения», проекты Андрея Деркача и Вадима Рабиновича «Народный Рух Украины» и «Райдуга». Олигархи, если они заботятся о своем будущем, успешной деятельности в Украине после выборов, должны так же, как и все должностные лица, обеспечивать успех «правильных» политических партий, а не экспериментировать с самостоятельными проектами. В завершение отмечу, что история с Александром Омельченко имеет и показательную моральную подоснову. Об очередном серьезном кадровом решении «пострадавший» Омельченко узнал одним из последних.

КСТАТИ

Вчера в интервью Радио «Свобода» киевский мер Александр Омельченко заявил, что главной причиной появления президентского указа (о назначении и. о. главы госадминистрации столицы Игоря Шовкуна) является «инициатива правительства и лично премьер-министра». Столичный глава также выразил сожаление по поводу того, что он (А. Кинах. — Ред. ) — один из лидеров блока «За единую Украину», где слово «єдина» также присутствует, как и в политическом блоке «Еднисть». «Казалось бы, создавать условия для совместной работы плечом к плечу должно быть более привлекательно для премьер-министра, нежели создавать такую ситуацию в городе Киеве», — сказал мэр. Отвечая на вопрос, кто, по его мнению, стоит «за раскруткой этой ситуации», А. Омельченко выразил убеждение, что «это, все-таки, действия «За единую Украину!» и конкретно НДП», премьер-министра и координатора штаба «заединщиков» Толстоухова. Мэр также усматривает причастность Демсоюза. Свое подозрение глава горадминистрации аргументирует тем, что лицо, назначенное исполняющим обязанности мера, является членом Демсоюза, в сторону которого, таким образом, «сделан админресурс». Что касается социал-демократов, то у А. Омельченко с ними «не было вражды в отношениях, которые могли бы привести к мести».

Между тем лидер фракции социал-демократов Александр Зинченко выразил надежду на то, что ситуация вокруг назначения исполняющего обязанности главы Киевской горадминистрации не повлияет негативно на жизнедеятельность столицы, сообщает Интерфакс-Украина.

Михаил ЗУБАРЬ, «День»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать